Зекам – сметану и колбасу. Безработным – труд и зарплату. Сергей Туник об итогах недели

Представляю, как завистливо облизнулись пенсионеры, безработные и просто малоимущие граждане: диетическое, черт побери, отношение к преступникам. Я в какой-то мере гуманоид: зеки – тоже люди. Но почему-то не сомневаюсь, что кто-то подумал: а почему бы мне не ограбить какой-нибудь магазин? Ну получу года 2–3 отсидки – зато всё время буду лопать эти деликатесы на халяву.

Утрирую, конечно. Но сегодня не все казахстанцы могут позволить себе тратить на еду 1 018 тенге ежедневно. А именно столько выделили сидельцам.

Наказание за преступление должно быть соразмерным. А какие-то ограничения, хотя бы по части чревоугодничества, должны быть? Мы же в разных окопах?

Не совсем в тему, но близко. В прошлую субботу какой-то неадекватный гражданин ранил из ружья охранника ЖК “Бухар Жырау” и забаррикадировался в съемной квартире в ожидании полиции. Переговоры и перестрелки закончились тем, что этот мужик выбросился из окна. Всмятку… Перед этим жильцы дома жаловались в КСК на скандальное поведение этого гостя из России. Участковый, похоже, внимания на это не обратил. И вот результат.

Тут у меня 2 вопроса: на каком основании этого бедового типа пустили в Казахстан? И почему оперативно-профилактические операции “Участок” по выявлению квартир, которые хозяева сдают в аренду кому попало (лишь бы платил), не приносят результата? Кстати, многие из них не платят налоги с этого бизнеса.

Интернет и остановки общественного транспорта пестрят объявлениями: “Сдам квартиру”. Трудно проверить – кому, когда, на сколько и за сколько? Или эту “котлету” охраняют от чужого глаза “правильные мухи”?

На этом черном рынке крутятся такие серьезные деньги, что чужих туда не допустят...

Совсем в тему. Во вторник на заседании правительства министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщил, что 437 тысяч депутатов парламента, маслихатов, акимов, министров, судей и других госслужащих (это вместе с их женами-мужьями и близкими родственниками) сдали информацию о своих богатствах – от “заводов-газет-пароходов”, накоплений в банках и ценных бумагах до движимости и недвижимости. Это – “входная” декларация. Дальше мытари будут следить, как менялось благосостояние декларантов. Если кто-то купит дом или джип – фискалы сразу задавят вопросами: “Откуда такие тенгищи? А если найдем источник? Неучтенное наследство бабушки? Ну, извините”… Потому что бабушка начнет сдавать декларацию только в 2025 году.

Наш коррупционер – человек грамотный. Испугаешь ежа лысым черепом, как же! Но вот в понедельник окружной судья Нью-Йорка Элисон Нейтан отклонила ходатайство Мухтара Аблязова и Ильяса Храпунова, которые утверждали, что украденные у БТА банка деньги – это всего лишь серия кредитов. “Украденные и незаконно отмытые”, – заявила миссис Нейтан. Нет, я понимаю, что Мухтар Кабулович и Виктор Вячеславович привыкли к икре и фуа-гра.

Господа воры, сегодня на ужин в тюрьме не только макароны дают. Читайте меню от МВД РК!

Не в тему. Казахстан покидают не только воры и коррупционеры. Мажилисмен Александр Милютин подсчитал: в прошлом году из страны уехало втрое больше медиков, вчетверо – педагогов и в пять раз больше технических специалистов, чем в 2019-м. Потому что шансы трудоустроиться за границей, в том числе и в России, – выше. Даже для тех, кто обучался по “Болашаку”. Что делать?

У министра труда и соцзащиты Шапкенова нашлись свои аргументы. В рамках программы “Еңбек” Серик Жамбулович пообещал трудоустроить 700 тысяч безработных уже в этом году. Обучить бизнес-навыкам – 5 000. А к 2022 году – обеспечить рабочими местами аж 1,2 миллиона казахстанцев с зарплатой до 221 тысячи тенге. Естественный вопрос: куда и где? Сколько у нас за последние годы заработало реальных промпредприятий, где нужны рукастые и мозговитые? Или это просто “шумел камыш, деревья гнулись”? Тогда пусть министр огласит весь список – куда безработным устраиваться, что там делать, сколько платить будут? Насчет колбасы с сырами, фруктами и сметаной г-н Шапкенов ничего не сказал – не зеки же там пахать станут. Так что вопрос остается открытым.

Что еще изумило на неделе, так это запрет главного санврача Алматы Жандарбека Бекшина посещать кладбища с 1 по 10 мая. Хорошо еще, что не 11-го – в Родительский день. Проклятий дождался бы…

Во вторник минэнерго РК заявило, что радиационное состояние Семипалатинского полигона оценивается “как стабильное и опасности не представляет”. Хотя там еще остались участки, на которых были ядерные испытания. В тот же день читаю: в Чернобыльской зоне отчуждения начали обновлять инфраструктуру и строить дома отдыха для туристов. Украина уже не знает, на чем еще можно заработать? Кто-то там заработает почетное направление к психиатру? Казахстанские гуманисты все-таки гуманистее?