В 1970 году команда психолога Уолтера Мишела провела в Стэнфордском университете (США) зефирный эксперимент. Среди детей сотрудников отобрали 90 испытуемых в возрасте от 4 до 6 лет. Каждый помощник Мишела – мужчина или женщина – вел свою группу с равным количеством мальчиков и девочек.
Опыт проходил примерно так: малыш сидит за столом в пустой комнате, перед ним на тарелке лежит лакомство: одна зефирка, печенье или сухарик. То, что выберет он сам.
Ему говорят: “Если ты подождешь 15 минут и не съешь этот зефир, мы дадим тебе еще один”. Для чистоты эксперимента исследователь выходил из комнаты и оставлял ребенка один на один с лакомством. Но была скрытая камера.
Изначальной целью было выяснить, в каком возрасте у детей развивается способность отложить удовлетворение. В итоге только треть участников смогла дождаться нужного времени, чтобы получить обещанное вознаграждение.
Потом начался второй, самый интересный этап проекта. Более 20 лет, до 1990-х годов, ученый наблюдал своих “подопытных кроликов”. Исследование показало, что дети, которые успешно проходили тест, то есть не съедали зефир сразу, пока экспериментатор отсутствовал, а дожидались его и получали двойную порцию, как правило, позже демонстрировали более высокие баллы в тесте SAT (стандартный тест для приема в вузы США), более высокий уровень образования, индекс массы тела, другие показатели качества жизни. В конечном итоге они устраивались на работу с большей зарплатой, чем конкуренты.
Феномен назвали отложенным удовольствием.
Психологи обнаружили, что у людей с низким его уровнем увеличивается активность зоны в мозгу, которая связана с вознаграждением и чувством удовольствия, когда они сопротивляются привлекательным сигналам. Следовательно, чувствительность к положительным социальным сигналам влияет на способность человека мыслить и действовать, таким образом снижает уровень саморегуляции. То есть с дисциплиной и самодисциплиной, которые можно воспитывать и поднимать методами, доступными и понятными всем, кто хоть немного знаком с педагогикой.
В 2018 году психологи из Нью-Йоркского университета провели собственное исследование “зефирного” теста.
Они усомнились в обоснованности результатов Мишела: у него была маленькая выборка – всего 90 детей, многие ходили в детский сад при Стэнфордском университете.
Для нового теста ученые взяли 900 детей из разных социальных, этнических и расовых групп. И пришли к выводу, что способность откладывать удовольствие на потом связана с уровнем доходов семьи: чем он больше – тем более охотно дети соглашались подождать. Поэтому, если ребенок из обеспеченной семьи съел зефирку сразу, у него будет примерно такая же вероятность преуспеть в жизни, как и у тех, кто ее не съел. И, наоборот, если ребенок из бедной семьи откладывал поедание зефирки на потом, то у него будет в среднем не больше шансов, чем у других людей из группы, показывать хорошие результаты. А то, что Уолтер Мишел назвал слабостью воли, – всего лишь видимость. И причин может быть несколько. Но главная в том, что у детей нет уверенности в словах взрослых и в стабильности жизни вообще. Когда мама обещает завтра купить какую-то вкусную вещь, у нее может завтра не быть на это денег – и малыш будет обманут. Поэтому ему лучше съесть сейчас то, что есть, так как через 15 минут зефир могут просто убрать, а второй не дадут. Дети из обеспеченных семей так не рискуют, потому что их и так ждет что-то вкусное, поэтому они соглашаются на правила игры. Четыре условия, которые помогут избавиться от крика и злости на своего ребенка - советы психолога
Но в прошлом году уже в Институте поведения и неравенства (Бонн, Германия) подтвердили правильность первых выводов Мишела. Немецкие ученые контролировали только те факторы, которые могли быть четко объяснены. И доказали, что есть сильная корреляция между готовностью отложить удовлетворение в детстве и последующим успехом…
Любите детей. Учите, занимайте их. Особенно это важно сейчас, когда большая часть школ закрыта на карантин. Качество дистанционного обучения почти всегда ниже, чем в реальной школе. При этом обращайте внимание не только на получаемые знания. Помогайте детям развиваться.
“Зефирный” тест оставляет очень много места для творчества в развитии ребенка. Для развития дисциплины. Так вы увеличите его человеческий капитал и шансы на успешное будущее.
Интересно, как испытуемые справлялись со своими желаниями. Так, часть попросту отворачивалась от стола, чтобы не видеть сладости. Другие начинали заниматься каким угодно делом, но, главное, таким, чтобы отвлечь себя. Никто не говорит, что надо растить из вашего ребенка сурового терминатора. Но показать ему путь к успеху – это вполне по силам каждому родителю.