Здоровый настрой

Праздник в этом небольшом поместье всюду: в игровых комнатах, в рисунках на стенах, в душевной теплоте здешних воспитателей и психологов. И понятно почему. При таких тяжелых заболеваниях психологический настрой – одно из главных условий восстановления организма ребенка.

– Психологическая работа в лечении рака – это самый большой аспект, – говорит президент фонда “Здоровая Азия” Нагима ПЛОХИХ. – Позитивные эмоции повышают иммунитет. И наши дети получают их здесь. А мамы видят, как их малыши, словно птица Феникс, поднимаются из пепла. В сентябре многие дети, с которыми занималась наш психолог Ирина Федоренко, уже смело могут идти в школу. Адаптация к социуму – это важный вопрос.

Спальня, читальня, спортзал…

– Здесь у нас спальня, здесь читальня, – ведет экскурсию по центру Нагима Жумашевна. – Вот кабинет ИЗО. Сюда заниматься с детьми приходят художники. Есть кинетический песок, дети любят из него лепить. Он помогает им успокаиваться, отдыхать. Здесь занимаемся арттерапией.

Кстати, к этому празднику спонсоры, врачи турецкой компании “Аджибадем”, подарили детям просторный шатер, который поможет им в летнюю жару укрыться от жгучего солнца. Другие благотворительные организации предоставили продукты питания, напитки. А девочки-аниматоры из детского театра “ЖАН” со своими ростовыми куклами сделали праздник просто незабываемым!

– А вот здесь у нас спортивный класс, – продолжает Нагима Плохих. – Мы берем к себе детей, которые окончили курс химио- и лучевой терапии. Многие из них еще не ходят в детский сад, у кого-то пока надомное обучение. А у нас они весь предыдущий год занимались английским, математикой, правописанием. До этого некоторые даже алфавит не знали из-за долгого пребывания в больнице. Но потом все сдали экзамены на отлично. Приходили даже волонтеры с музыкальными инструментами, обучали игре на гитаре и африканских барабанах…

В этом центре запрещены сотовые телефоны и планшеты, любая электроника, вредно воздействующая на не­окрепший организм ребенка. С малых лет здесь приучают читать книжки и рисовать персонажей прочитанных сказок. Это и есть элементы исцеляющей арттерапии.

– Детям у нас очень нравится! – резюмирует президент фонда “Здоровая Азия”. – Но главное условие, которое мы поставили, – это отсутствие здесь родителей. Их мы не берем.

– Сейчас они у нас уже начали читать, – дополняет психолог центра Ирина Федоренко. – В свободное время сами достают себе с полок книги. И это хороший результат. Мамы поначалу даже удивлялись: “Что вы с ними там делаете? Почему они к вам так стремятся?”.

– Просто они понимают, что нужны нам, – продолжает Нагима Жумашевна. – Они же ощущают, насколько отстали от своих сверстников. А здесь развиваются и под наблюдением наших врачей занимаются спортом. На днях вот вернулись из Москвы с VIII Всемирных детских игр победителей фонда актрис Дины Корзун и Чулпан Хаматовой. Привезли оттуда 20 медалей: 9 золотых, 4 – серебряных и 7 – бронзовых. Проделали колоссальную работу. И никто там не заболел.

Вытаскиваем безнадежных, и они живут

В этот центр принимают детей от 2 до 15 лет. Хотя здесь с удовольствием рассказывают историю, как занимались с малышкой Каусар, которую мама только что отняла от груди. Только зайдут дети на занятия, она тут как тут, стучится в дверь. Ей было интересно всё: йога, рисование. Настолько Каусар увлекалась всеми этими занятиями, что в скором времени мама без проблем могла оставлять ее на попечение воспитателей и идти по делам. Сейчас девочке 2,5 года, она уже уехала домой, учит своих родителей упражнениям йоги, а те шлют воспитателям веселые фотографии.

– Мы пошли по такой модели, – рассказывает Нагима Плохих, – потому что в лечении онкологии есть разные этапы. Первый – диагностика, второй – лечение по международным и казахстанским стандартам и протоколам. Третий – реабилитация. Конечно, есть и паллиативная (для облегчения страданий) помощь, и хоспис (для безнадежно больных). Но паллиативная помощь оказывается детям, которых еще можно вытащить. А хоспис – это уже для детей, которые умирают.

– Мы делаем акцент на реабилитацию, развитие, психологическую поддержку. В этом у нашего фонда большой опыт. Порой вытаскиваем, казалось бы, безнадежных. И они живут. У нас есть Ербол, которого мы увидели впервые восьмилетним. У него была 4-я стадия рака, врачи прочили ему всего две недели жизни. Но вот ему уже 16! Это мальчик, который живет по нашим программам, с нашей психологической помощью. Он уже два раза съездил на Игры победителей (5-е и 6-е). И в этот раз как талисман команды снова поехал. И… привез золото! Получается, что при помощи психологического аспекта можно грамотно побудить ребенка вытащить свои собственные человеческие ресурсы. И они начнут работать на него. Намереваемся переходить на такую работу уже с детьми, находящимися у нас в паллиативной и хосписной стадиях.

Алматы