Здесь вам не Крым: что творится с многострадальным мостом-долгостроем в ВКО

Хотели как лучше, получилось как всегда

Проект реконструкции городского моста через Иртыш – бесспорный лидер самых одиозных долгостроев Усть-Каменогорска. Главный путепровод, соединивший два берега реки, был сооружен в 1970 году. Именно с его появлением началось развитие левобережной части Усть-Каменогорска. Здесь построили промышленные предприятия, жилые кварталы, школы, детские сады, больницы. Проложили широкий проспект, которому дали имя Каныша Сатпаева.

На сегодня на эти районы приходится почти треть населения областного центра. И по генплану все дальнейшее градостроительство связывают только с левобережной частью. Эти территории – вдали от вредных предприятий, здесь благоприятная роза ветров, простор для архитектурной мысли. Кварталы растут как грибы после дождя.

Поэтому, когда в 1990-х годах при обследовании моста выяснилось, что он в аварийном состоянии, заговорили не просто о ремонте, а о полноценной реконструкции.

Тем не менее до финансирования проекта дошло только через 15 лет. Республиканский бюджет поддержал необычное конструктивное решение, по которому в дело пошли установленные ранее, но неиспользуемые опоры под трамвайные пути. По сути, речь шла о строительстве дополнительного второго моста.

Дальше – хроника событий. 2014 год: стоимость проекта – 2,5 миллиарда тенге, срок завершения – 2016 год. 2016 год: проект корректируется с увеличением стоимости до 6 миллиардов 276 миллионов тенге, срок сдачи – 2017-й. 2017 год: очередная корректировка, стоимость вырастает до 10,3 “ярда”, срок завершения – 2018 год…

…И вот лето 2019-го. Середина моста давно закрыта для проезда, потоки автомобилей идут только по боковым полосам.

Реконструируемый участок огорожен бетонными блоками, по всему полотну разбросаны какие-то тросы, кабели, листы, катушки. Но рабочих не видно и не слышно ни на мосту, ни под мостом, ни рядом с мостом.

И это несмотря на то, что лето с его теплыми, длинными световыми днями – лучшее время для строительных работ. Горожане, наблюдая такую картину, понимают: до завершения объекта – как до Луны пешком.

Только к концу лета подрядчик – ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” – начал проявлять некоторую активность. В середине ноября, в снег и мороз, аким Усть-Каменогорска Жаксылык ОМАР оповестил: на срединной части путепровода, которая годами была заблокирована для транспорта, приступили к укладке асфальтобетонного покрытия. Автомобилисты получили по одной дополнительной полосе с каждой стороны.

Золотой объект

Асфальт, закатанный при минусовой температуре и в снег, не продержался и недели. В соцсетях и на форумах появилась масса фото и комментариев по поводу покрытия, которое крошится под колесами и прилетает камнями в лобовые стекла. Подрядчиков заставили минимум дважды выйти на уборку с метлами.

А на днях на вопрос о многострадальном долгострое пришлось отвечать акиму Восточного Казахстана Даниалу АХМЕТОВУ. На пресс-конференции в Нур-Султане в службе центральных коммуникаций он заявил:

– ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” – это проблема, которой я занимаюсь практически ежедневно. К сожалению, компания оказалась в сложной экономической ситуации. В этом году 425 миллионов финансирования пока сняли. Боимся давать подрядчику средства, потому что он увяз в судебных разбирательствах. На реконструкцию лишь одного из четырех мостов Семея необходимо 16 миллиардов тенге

Кроме того, глава региона рассказал об очередном переносе сроков окончания работ. В 2020 году предстоит обустроить съезды и расширить дорогу на участке, который горожане по старинке называют Комсомольским островом.

Как пояснили в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска, все корректировки, которые были внесены в проект в сторону увеличения, вызваны желанием расширить число автомобильных полос с 6 до 8 – по 4 с каждой стороны моста.

Кроме того, проектировщики предусмотрели вело- и пешеходные дорожки, лестницы, благоустройство предмостовой территории на берегах. По информации отдела, в начале текущего года для завершения всех работ мостоотряду было перечислено из бюджета 645,4 миллиона тенге. В полном объеме! Спрашивается, почему в таком случае мост по-прежнему не готов? Где деньги?!

На сегодня стоимость проекта разбухла уже до 10,8 миллиарда тенге. И с учетом грустного опыта предыдущих лет нет никакой уверенности, что эта сумма еще не подрастет. Для справки: за ту же сумму можно было построить 7 типовых школ на 600 мест.

Дня не проходит, чтобы на форумах или в соцсетях кто-нибудь не провел сравнение 19-километрового моста через Керченский пролив, построенного с нуля за два года, и 320-метрового Иртышского моста, бесконечно реконструируемого с 2014 года.

За это время подрядчик – ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” – не раз попадал впросак. То компанию привлекли за нарушения, выявленные после обрушения пролета, на котором были шестеро рабочих. То за кучи мусора, сваленные на берегу реки.

В сентябре горотдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог подал на подрядчика в суд. Причина – срыв сроков реализации проекта.

Представители акимата просят признать ТОО “Мостостроительный отряд № 25 им. Рязанова” недобросовестным участником госзакупок, расторгнуть с ним договор и взыскать неустойку.

Центральный мост через Иртыш имеет не просто большое значение. Он соединяет две части Усть-Каменогорска, транспортный поток не прекращается даже ночью. Все годы, пока тянется реконструкция, водители и пассажиры задаются вопросом: когда это кончится?

Усть-Каменогорск