Масштабный проект
Мой маршрут – на Бухтарминское водохранилище, в район села Куйган. Больше года здесь идет сооружение грандиозного моста – крупнейшего в стране. Когда-нибудь стройка войдет в учебники по истории Казахстана, в этом можно не сомневаться. Так что самое время увидеть всё своими глазами.
Позади – 175 километров пути. Дорога упирается в берег Бухтарминского водохранилища, это территория Кокпектинского района. До противоположной стороны примерно 7–8 километров, и там уже Курчумский район. Зимой связь обеспечивает ледовая переправа, а с весны до поздней осени – паром. Пока жду судно, знакомлюсь с жителями села Кулынжон. Оба сразу просят передать строителям пожелание: “Пусть делают быстрее!”.
– У меня в Курчуме родня, – объясняет мужчина по имени Ергали. – От моего села до административного центра Курчумского района напрямую 40 километров, а в объезд – 400. Есть разница? Когда мост появится, затраты снизятся, всё намного дешевле станет, перспективы появятся. Сейчас бизнес считает район тупиковым, оторванным. Производства развивать нерентабельно. Мост очень нужен!
Проектировщики выбрали под путепровод участок, напоминающий бутылочное горлышко, – расстояние между берегами чуть больше 1 километра. Задумано будущее сооружение: в длину – 1 316 метров, в ширину – 12 метров, в высоту – 18 метров. Конструкция будет состоять из 15 пролетов длиной по 63 метра, плюс из одного в 84 метра – он для того, чтобы обеспечить на водохранилище судоходство. Ориентировочный срок завершения строительства – 2025 год.
На проходной добродушный парень подсказывает: “офис”, где сидит руководство, – это контейнерный вагончик. Вхожу, знакомлюсь. Начальник строительства Нигматулла АБДУЛХАКОВ рассказывает: в прошлом году сделали колоссальную подготовку – взрывали скалы, перемещали грунт, провели линию электропередачи, отсыпали технологическую площадку.
Для доставки габаритной техники задействовали 2 парома – они ходили до последнего, даже в конце декабря ломали 20-сантиметровый лед. С их помощью успели завезти краны, материалы. Вес одной только буровой установки составил 154 тонны.
Все строения в рабочем поселке – модульные. Их можно быстро собрать и разобрать. Первым делом установили столовую на 150 мест, общежитие на 250 мест, котельную, баню. Построены 2 бетонных завода: один мощностью 1 тысяча кубометров за смену, другой – 1,5 тысячи кубометров. Если вдруг остановится один, второй – в работе. Емкости с водой – под землей, чтобы производство работало в любое время года.
Требования к составу смеси очень высокие. По словам руководителя объекта, сырье проверяют на морозостойкость, зерновой состав, прочность, кубовитость и т. д. Его просеивают с помощью грохота – установки, сортирующей материал по размеру частиц. Очищают. И помещают в “курортные” условия – в бокс с теплыми полами. Именно таким – чистым и согретым – оно дальше поступает на заводы, чтобы превратиться в бетон.
– Всё по-взрослому, – замечает руководитель. – Из плохого материала невозможно сделать что-то хорошее.
Навстречу друг другу
Проектировщики предусмотрели для строящегося путепровода хорошо известные, проверенные решения. Сначала идет сооружение технологического моста, а с него дальше строят искусственные острова. Последние служат платформой для буровой установки, которая готовит скважины под опоры постоянного моста. Само полотно укладывают надвижкой, навесом, сборкой… Сейчас готовится технологическая площадка, чтобы начать работы с противоположного, кокпектинского, берега. Путепровод будут прокладывать с 2 сторон навстречу друг другу.
Нигматулла стремительным шагом направляется к сооружению. Кругом “движуха”: стрела крана опускает огромную трубу весом 7,5 тонны, рядом газосварка – летят искры… Руководитель по ходу объясняет: чтобы поставить опору, пробивают вертикальным бурением несколько рядов скважин большого диаметра на глубину 40 метров – прямо в скалу. Опускают в них направляющий каркас: объемную сварную конструкцию, через которую, в свою очередь, погружают мощную трубу.
– Диаметр трубы – 1 420 миллиметров, толщина стенок – 16 миллиметров, – приводит детали начальник строительства. – Вес конструкции целиком – 18 тонн. Ее проколачивают с помощью вибропогружателя деликатным способом, амплитудными движениями. Осаживают. Она еще усилена 2-метровым кожухом. Дальше сверху ставим балки, снова бурим, бетонируем, объединяем все сваи фундаментом, поднимаем тело опоры.
Бетон не простой – с сульфатостойким цементом, то есть устойчивый к агрессивной среде. Кроме того, стальная гигантская труба, используемая как опалубка, остается в качестве дополнительного защитного слоя опоры.
– Пока эта труба проржавеет и вода доберется до бетона, 100 лет пройдет, – уверен мостостроитель. – К тому моменту какую-нибудь реконструкцию придумают.
На объекте уже трудятся десятки человек – плотники-бетонщики, арматурщики, сварщики, операторы-буровики, монтажники, каменщики... За плечами этих специалистов не один построенный путепровод. Сварочные работы основных конструкций ведут, например, мастера 6-го разряда, обладающие личным клеймом. Как замечает Нигматулла, сварщик, сумевший получить личное клеймо, дорогого стоит. Это штучный специалист.
Рабочие трудятся вахтовым методом: 20 дней на объекте, 10 дней отдыхают. График просчитан с учетом круглосуточной работы.
Если на старте стоимость проекта оценивалась в 30,1 миллиарда тенге, то сейчас цена выросла до 52,1 миллиарда тенге. В числе причин – подорожание изделий из металла, арматуры, железобетонных конструкций.
В целом проект является для востока страны стратегическим. Двухполосный мост свяжет районы, граничащие с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, с областным центром и другими городами и районами. Людям будет проще передвигаться, грузы пойдут быстрее. Откроются новые экономические возможности.
Восточно-Казахстанская область