Заводи хоровод!

В таежных селах Рудного Алтая Светлое воскресенье открывало череду весенних развлечений и гуляний. Молодежь заранее посыпала пригорки и поляны золой, чтобы растаял снег. Чистили дорожки, доставали лучшие наряды.

– Села в этих местах были зажиточные, – рассказал научный сотрудник Восточно-Казахстанского этнографического музея-заповедника, руководитель Русского культурного центра Александр ЯКОВЛЕВ. – Всю Пасхальную неделю старики ходили в гости, христосовались, угощали друг друга крашеными яйцами, “постряпушками” – сдобными булочками. В отличие от Центральной России здесь не было трехкратного целования, все просто встречали друг друга словами: “Христос воскрес!”.

Развлечения в селах вдоль Ульбы, Убы и Бухтармы были примерно одинаковые. Дети выбирали себе крашеные яйца и бились ими, самое крепкое яйцо называлось “биток”. Еще играли так: под один конец доски подкладывали высокий камень и катили по доске сверху яйцо. Нужно было попасть им по другому яйцу внизу. Если получалось, игрок забирал его себе.

– В селе Тургусун нам рассказывали, что после таких забав, бывало, домой приносили полную сумку яиц, – говорит Александр Яковлев.

Яйца на Казахстанском Алтае всегда красили в густом отваре луковой шелухи. Перед окрашиванием на скорлупе воском писали “ХВ” (Христос воскрес) или имена детей. Утром такие подарки раздавали малышам со словами: “Вставайте, Боженька вам яйцо прислал на Пасху”.

 – Куличи пекли высокими, – рассказал Александр, – смазывали взбитым с сахарной пудрой белком и посыпали окрашенным в разные цвета пшеном. На Западном Алтае хозяйки делали трехъярусную “паску” из большой, средней и маленькой булочек, которые ставили одна на другую.

Усть-Каменогорск