И распространенность этого заболевания растет. О чем стоит задуматься гражданам и государству, рассказывает алматинский реабилитолог, тренер ЛФК Олег ЖДАНОВ.
– Как вы думаете, почему сейчас так много женщин рожает детей с аутизмом и ментальными нарушениями? Что нас ждет в будущем?
– Причины возникновения аутизма пока достоверно не определены. Но я работаю с такими детьми больше 20 лет и могу предположить, что способность думать у них, как и у взрослых, может “выключать” слишком большой поток информации. Раньше, когда женщина вынашивала беременность, ей рекомендовали слушать хорошую музыку, читать классику и думать о приятном. Это то, что ребенок впитывал с молоком матери. А сейчас люди окружены всевозможными гаджетами, смартфонами, из которых узнают много негативных новостей.
И недавно появилась информация, что у человека, который не расстается с электроникой, мозг уменьшается в размерах. Вернее, сокращается объем его серого вещества, отвечающего за основные функции, связанные с движением, ориентацией в пространстве и умственной деятельностью.
Такие исследования осуществили итальянские, германские и швейцарские ученые, проведя МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга у людей из группы добровольцев, – продолжает рассказ реабилитолог. – Половина из них испытывала сильную зависимость от смартфонов, а другая нет. И обнаружилось, что объем серого вещества у зависимых от гаджетов заметно меньше. А ведь именно оно содержит тела нейронов, их безмиелиновых отростков и глиальных клеток, которые контролируют мышечную активность, сенсорное восприятие: зрение, слух, память, эмоции и речь.
Оказывается, нечто подобное медики раньше уже наблюдали у наркоманов и заядлых курильщиков. Это подтверждает мысль, что наркотики, гаджеты, Интернет, азартные игры и алкоголь действуют на мозг схожим образом. Еще с особенностями распределения серого вещества в мозге могут быть связаны нарушения психики. А пониженное его содержание в префронтальной коре головного мозга наблюдается у подростков, подвергавшихся в детстве насилию.
Так что, исследование зависимости от смартфонов вынуждает усомниться в том, что современные гаджеты безвредны. Воздействовать может как излучение от них, так и постоянная психологическая зависимость от бесконечного тревожного состояния, которое сопровождает людей, испытывающих “smartphone addiction” (SPA). Это состояние зависимости от телефонов, смартфонов и Интернета называют номофобией, от английского “no mobile-phone phobia”. Термин появился около 15 лет назад, когда врачи впервые заговорили о том, что компьютерная и телефонная зависимость сродни наркотической. Тогда по всему миру появились люди, которые испытывают настоящую панику и страх остаться без смартфона и компьютера.
А южнокорейские исследователи уверяют, что источником современной номофобии становятся не сами гаджеты, а болезненная привязанность к той информации, которая в них аккумулирована. По их наблюдениям, из 300 студентов-добровольцев, принявших участие в исследованиях, номофобами оказалась примерно треть. А по данным венгерских ученых, которые изучили сотни номофобов в возрасте от 18 до 26 лет, разлука со смартфоном вызывала у них даже физическую боль в суставах и усиленное сердцебиение, характерное для синдрома посттравматического нервного расстройства. Три четверти номофобов при этом ерзают и почесываются. И лекарств от этой напасти нет.
Как вернуть ребенка из виртуального пространства?
– А еще представьте, раньше у нас телевещание шло по 5–6 телеканалам. И каждый, посмотрев программу, мог выбрать интересное для себя или включить пару мультиков своему малышу. А сейчас антенны ловят до 150 каналов! Дети листают их и беспрерывно смотрят все подряд. Но наш мозг, во избежание перегрузок, в состоянии освоить лишь небольшой объем из полученной информации. Между тем дети и молодые люди впитывают в себя всё, что видят и слышат вокруг. Ну и куда дальше в них запихивать математику, физику, прочие науки? Поэтому, когда они сидят в школе на уроках, то просто выключаются. Как мобильные телефоны делают казахстанцев инвалидами
– То есть из-за технического прогресса мы теряем способность мыслить, обучаться? И нежелательно маленькому ребенку играть со смартфоном?
– Но мамы все равно дают их детям, потому что с ребенком-то надо заниматься. А телефон дала – он успокоился, и сам сидит там, общается.
– В результате они постоянно пребывают в виртуальном пространстве и реальность уже ощущают с трудом?
– Да. Однажды я наблюдал, как два ребенка играли на улице с палочками. Вдруг один этой палочкой ударил другого. Второй вскрикнул от боли, а первый замер. Я остановил их и спрашиваю: “Ты зачем его ударил?”. – Отвечает: “Я думал, я в игре”. То есть его мозг в момент этой потасовки находился как бы в виртуальном пространстве. И только громкий крик напарника вернул его в реальность. Он извинился: “Прости, я думал, что играю там, в своем телефоне”.
– Неужели так они потом и автомобилями управляют, когда подрастут и получат права, будто бы в компьютерной игре?
– При получении прав каждый, во-первых, должен предъявить справку, что не состоит на учете в центре психического здоровья. Но туда никто никого силком не ведет и на учет не ставит. А сейчас еще стало модным, например, передвигаться по городу на велосипеде или электросамокате. При этом никаких требований к здоровью и психическому состоянию таких участников движения никто не предъявляет. Но если ребенок с расстройством аутистического спектра выйдет на дорогу, то это уже большой риск. А поскольку их число неуклонно растет, то надо срочно профессионально адаптировать таких детей к жизни в современном обществе.
Явление аутизма условно подразделяют на подвиды. При глубокой степени поражения дети могут быть агрессивными. При средней – всё понимают, но не разговаривают. При легкой – всё понимают, разговаривают, но, попав в обычную школу, могут вести себя необычно, поскольку у них свое представление о мире.
С ними всё ладится, если их понимают. Такие дети хорошо адаптируются. Но, если родители хотят сделать из своего сына или дочери как бы обычного ребенка, у них это чаще всего не получается. А когда возникает непонимание, мама и папа начинают предъявлять к нему завышенные требования, между ними возникает конфликтная ситуация. Тогда ребенок отдаляется от них и делает всё наоборот. А в случае, если над ним еще и смеются, что не такой, как все, он может и в драку полезть.
Какой выход?
– Нужны индивидуальные занятия с тренером и обучение на дому. В целом многие из таких детей очень умны, хорошо учатся, оканчивают колледжи и вузы, если их адаптировать к социуму. Вы знаете, что Эйнштейн, Авраам Линкольн, Билл Гейтс и другие великие люди, например, были аутистами. Много среди них выдающихся актеров, режиссеров. В какой-то узкой профессиональной сфере, бывает, им нет равных. Кто-то отлично рисует, чертит или имеет способности к математике, физике. Из них вырастают хорошие архитекторы. Родителям лишь надо отыскать ту область, в которой они талантливы.
Я знаю одного воспитанника, которого грамотный тренер адаптировал так, что тот стал очень успешным в жизни человеком. С красным дипломом закончил престижный вуз и стал работать консультантом в крупной компании по разработкам компьютерных программ. При этом история его начиналась, казалось бы, с безнадежного состояния. В 5 лет у ребенка было сильное нарушение речи, он не ориентировался в пространстве, из-за этого ходил в шлеме, поскольку постоянно бился о дверные косяки, заходя в помещение.
Садился мимо стула, не мог помыть руки, одеться. При этом умел складывать и вычитать в уме трехзначные числа. А после длительной корректировки специальными упражнениями к 6 годам он уже мог делать стойку на руках и колесо.
В школу, конечно, не ходил, занимался с родителями индивидуально. Раз в месяц учителя присылали ему учебную программу по всем предметам, а потом он сдавал им экзамены. В результате досрочно с золотой медалью окончил школу, а затем и вуз. Аутизм – не болезнь?..
– И он может водить автомобиль сейчас?
– Нет, знает, что это опасно и нежелательно, поэтому нанимает водителя. Еще таким людям бывает трудно завести семью, поскольку не всегда возникает взаимопонимание со второй половинкой. Но в целом он хорошо адаптировался в социуме, сам себе готовит еду, стирает одежду. Общается больше в Интернете с себе подобными людьми.
– Есть ли возможность массово корректировать поведение детей с аутизмом?
– Есть, но для этого родители должны научиться понимать ребенка, не ругать его и тем более не бить, а объяснять. Тогда между ними возникает взаимопонимание. 90 процентов воспитания зависит от родителей, чтобы он не остался один на один со своими проблемами.
Постоянные тренировки и адаптация
– Разумеется, заниматься с такими детьми аутистического спектра непросто, – говорит Жданов. – Коллеги рассказывали о разных случаях. Больше 10 лет назад в один из коррекционных центров привели 4-летнего ребенка после неординарного случая. У малыша были задержка в развитии и потеря координации. К тому же он был довольно агрессивным. На корректировку поведения и адаптацию к медикам его привели тренеры из обычной группы по спортивной гимнастике. Там у них в зале произошел инцидент: тренер на мате занималась с малышами растяжками. А этот ребенок внезапно подскочил сзади и схватил ее за горло, да так, что двое взрослых его кое-как отцепили. А когда мальчика спросили, почему он это сделал, он сказал: “Я – Шрек”. То есть, находясь в своем виртуальном образе, он не сумел осознать, что сейчас он в реальности, а не в мультфильме. После этого родителям пришлось отдать его в специальный коррекционный центр, где ребенок занимался больше 12 лет. Как результат: он успешно окончил школу и поступил в один из физико-технических вузов.
– А почему для развития умственных способностей нужно заниматься спортом и физическими упражнениями?
– Спорт улучшает не только общее кровообращение, но и питание мозга. Вы, наверное, наблюдали, когда ребенок постоянно сидит, то начинает зевать. Это потому, что в его мозг поступает недостаточно кислорода, возникает гипоксия. Но многие родители почему-то считают, лучше пусть он весь день сидит в школе, чем час позанимается спортом. Это неверно.
Гимнастика – это развитие двигательных навыков человека, а заодно и ментальных способностей.
Кроме нее помогают массаж, иглоукалывание, физиотерапия, электростимуляция. Всем этим мы занимаемся с детьми-аутистами в нашем центре.
А для развития навыков ориентирования в пространстве и стратегического мышления у себя в зале я разработал специальные трехуровневые конструкции со всевозможными барьерами, лесенками, препятствиями. И дети, словно в джунглях, пробираются через них, развивая не только ловкость, умение цепляться за опоры, сохранять устойчивость, но и гибкость мышления и устремленность к достижению цели. И, надо сказать, они бегут ко мне на эти занятия с удовольствием. Это увлекает. В этом секрет коррекции ментальных расстройств и адаптации к окружающему пространству.
АЛМАТЫ