В Германии заложницей ситуации оказалась наша соотечественница, бывший главный санитарный врач Павлодарской области Ирина Сорокина, передаёт Azattyq Rýhy.
Выйдя на заслуженный отдых весной, она отправилась в гости. Спустя немного времени объявили режим ЧП, и недавно специалист поделилась своими наблюдениями.
В Казахстане ситуация с коронавирусом нарастает как снежный ком, а прогнозы экспертов касательно оптимистичного развития ситуации бьют отрицательные рекорды. Принимаются дополнительные меры, стали вводить карантинные выходные, но число заболевших и умерших от COVID-19 не идет на спад. Даже Президент страны обращается к населению с просьбой соблюдать меры предосторожности. Призывы действуют едва ли. Каждый наблюдает переполненный общественный транспорт, кафе и летники, забитые под завязку. На днях я впервые увидел, как кондуктор автобуса сделала замечание пассажиру из-за отсутствия защитной маски. В ответ женщина устроила скандальную поездку себе и всем, кто был в салоне. Ее аргумент: «напридумывали».
- Я нахожусь в городе Таунусштайн, это в сорока километрах от Франкфурта. Сейчас границы закрыты, международные рейсы отменены. Так получилось, что весь период коронавируса я в Германии, поэтому могу поделиться некоторыми своими наблюдениями, – рассказывает санитарный врач Ирина Сорокина.
Несмотря на затянувшиеся каникулы моя собеседница внимательно следит за ситуацией в мире, и конечно же в Казахстане. Ирина Сорокина считает, что карантинные меры, самоизоляция в нашей стране и в Германии были введены по одному сценарию. И это правильное решение, чтобы на первом этапе не дать «захлебнуться» системе здравоохранения. А вот менталитет играет свою роль. Еще раз подчеркну, заставить наш народ относиться к мировой эпидемии с полной серьезностью не получается. Зато немцы, со слов Ирины Николаевны, переживают как за себя, так и «за того парня».
- Для того, чтобы жить в условиях присутствия коронавируса нужно соблюдать совсем немного простых правил, которые очень хорошо и дисциплинированно соблюдаются в Германии. Это соблюдение социального дистанцирования. Этот принцип соблюдается в Германии очень четко. Никаких нареканий со стороны человека не услышишь, если ему указать на то, что он не соблюдает дистанцию. Он тут же исправится. Если на узком тротуаре встретились два человека, то один обязательно посторонится, даст определенное расстояние, чтобы не встречаться. В магазине, в музее, в ресторанчике столики стоят так, чтобы также соблюсти социальное дистанцирование. Рассадкой занимается специально определенный работник этого ресторана. Никто же не обещал, что после режима самоизоляции, карантина мы забудем о коронавирусе. Нам предстоит жить с коронавирусом, и жить постоянно. Нам нужно приучаться жить в таких условиях, –призывает Ирина Сорокина.
По данным Всемирной организации здравоохранения в Германии зарегистрировано более 180 тысяч заболевших коронавирусной инфекции. Показатель составил 224 случая на 100 тысяч населения. Для сравнения: в Казахстане свыше 16 тысяч фактов и показатель 85 на 100 тысяч населения. В Германии умерли более 8 тысяч человек, это 10,6 на миллион населения. В Казахстане скончались 100 человек, что составляет 5,4 на миллион населения. Стоит правильно понимать эти цифры. В Германии людей почти в 5 раз больше, чем у нас. Предположу, что там не меньше и социальная ответственность.
- Люди в Германии здороваются, говорят «Hallo», и с милой улыбкой расходятся. Для нас, казахстанцев, этот вопрос социального дистанцирования нов, тем не менее мы должны привыкнуть с этим жить. В Германии сейчас открыто все: магазины, рестораны, музеи, библиотеки. Но экскурсия не более 5-10 человек для того, чтобы опять же дать возможность соблюсти принцип социального дистанцирования. Несмотря на то, что люди дисциплинированно соблюдают правила, в каждом магазине есть санитайзеры, чтобы обработать руки. В обычных магазинах стоит специальный человек, который наблюдает за тем, чтобы соблюдалось дистанцирование, за тем, чтобы люди не заходили без маски, обрабатывали ручки тележек, а где-то чтобы люди просто обработали руки, – делится Ирина Викторовна.
И вот больная тема последних дней. Я о Казахстане. Пять национальных центров экспертизы временно приостановили исследования на COVID-19. Меры приняты в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Караганде и Уральске. Будут работать только с пациентами стационаров, контактными и сотрудниками медслужб. А обычные граждане, решившие узнать не от коронавируса ли температура, протестироваться не смогут. Даже за деньги, как раньше. Приведу пример из Павлодара. Там региональный центр экспертизы функционирует. Правда назвать его деятельность работой невозможно. Результаты анализов люди не могут получить. В качестве реального, приведу свой пример. Пробу в поликлинике взяли 16 июня. По сей день тишина. Задержку руководство объясняет тотальной загруженностью. Мол, проб очень много, перешли на круглосуточный режим, а тут еще и лаборант заразился коронавирусом.
- Одна лаборантка, которая сидела на приеме, у нее тест показал положительный результат. Все сотрудники сдали анализы, у них отрицательные. Мы работаем, стараемся, – пояснил Мейрам Мамаев, директор Национального центра экспертизы по Павлодарской области.
К слову, вопрос исследования анализов стали решать на региональном уровне. За счет местного бюджета решили открыть дополнительные лаборатории для исследований ПЦР-тестов. В Павлодарской области уже не хватает мест для больных и пациентов с симптомами. Провизорные госпитали забиты, задействуют все возможные койки в больницах. Командировали районный медперсонал, чтобы помогли. Теперь все уповают на прошедшие карантинные выходные. Лихорадит в эти дни практически всю страну. О спаде заразы речи похоже не идет.
- Ожидалось, что население воспримет все эти правила, которые неоднократно озвучивались. Но, к сожалению, этого не произошло. Если люди не соблюдают меры предосторожности, то это их вина, их ответственность. Ведь от их предосторожности зависит очень много. Какие мероприятия в каком регионе лучше, я не берусь ответить на этот вопрос. Все мероприятия в Казахстане проводятся в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача республики, и они мало чем отличаются друг от друга. Еще раз подчеркну, что схема самоизоляции, схема карантина была верна. Она не может продолжаться бесконечно, мы должны были проникнуться той правдой, той реальностью, что нам предстоит жить с коронавирусом. Вы знаете, что если источник инфекции не носит маску, а носит здоровый человек, тогда у него вероятность заражения 70%, если источник заражения носит маску, а здоровый человек не носит, то это 5%. А если источник заражения и здоровый человек носят маски, то это не более 1,5%. В тех местах, где невозможно соблюсти социальную дистанцию, то есть в общественных местах обязательно надо носить маску. В Германии это все соблюдается очень четко. Идешь по улице, подходишь к магазину, надеваешь маску, заходишь в магазин, сделал покупки, вышел, снял маску и отправляешься дальше по делам. То же самое в любом общественном месте. Здесь никого не нужно заставлять, никому не нужно напоминать, люди очень дисциплинированно соблюдают это правило, – считает Ирина Сорокина.
Как будет в дальнейшем развиваться коронавирусный сценарий специалист не берется прогнозировать. Есть общая для всех статистика. Современная медицина считает, что для формирования коллективного иммунитета необходимо, чтобы COVID-19 переболели 60-80% населения. То есть все еще впереди?
Санитарный врач Ирина Сорокина, застрявшая в Германии из-за пандемии, обратилась ко все казахстанцам:
- Я хочу пожелать своим соотечественникам, чтобы соблюдали правила. Нужно соблюдать дистанцирование, оставить встречи с друзьями до лучших времен. Сейчас есть возможность общаться онлайн. Еще обязательны средства индивидуальной защиты. Я напоминаю, что это очень важно в общественном транспорте. И еще обработка рук. Помните, что коронавирус может проникнуть через слизистые оболочки. Призываю казахстанцев не организовывать массовые мероприятия, давайте проведем памятные даты в кругу своих семей, только близких людей, либо отложим их на более лучшие времена. Я думаю, что, соблюдая эти простые правила мы сможем уберечь себя от инфицирования. Я желаю всем здоровья!.