Защитная реакция

"А вот раньше, - смачно крякает, хрустя дачным огурчиком, мой родимый дед, - не было ни обществ, ни ассоциаций всяких. - А были продавец и покупатель. И если продавец тебе тухлятину подсунул или обсчитал, то ты ему этим куском сала так между глаз врежешь, что уж больше он на базаре не появится. Вот тебе и вся защита".
И дед бодро тяпает рюмашку самогона, опять же собственноручно прогнанного через березовые поленья.
Он раскулачен дважды: в тридцатые и во время мгновенного возгорания советских сберкнижек. Очень давно не ест абсолютно ничего с магазинных и базарных прилавков, с успехом пробавляясь натуральным хозяйством - почти весь год они с бабушкой живут на даче, подвальным полкам которой может позавидовать любой супермаркет.
Знает землю, любит ее, и она отвечает тем же. "Ешьте, ешьте свою химию", - смеется он над нашими жалкими гостинцами-сосисками-конфетками и достает бутыль черничного вина, на этикетке которого не найдешь длиннющего перечня диковинными словами и аббревиатурами микроскопическими буквочками. Да вообще ничего не найдешь, кроме наклейки с четкой надписью "Черника. ....год". "Хоть здесь не потравитесь", - подмигивает хозяин. Ему можно верить: в свои 80 - бодр, румян, ясен умом, силен физически. Вот так дед защитил свои права потребителя.
А что же мы, жалкие городские людишки, привыкшие чуть что глотать таблетки от изжоги и расстройства желудка?
Мы живем, увы, по-другому. По данным СЭС, ежегодно из торговли изымается порядка 800 тонн недоброкачественных и даже опасных для жизни продуктов. Сколько их остается на прилавках и попадает на наш стол - неведомо никому. Более жуткой ситуации, по словам депутата мажилиса Татьяны Квятковской, нет ни в одной стране мира. Как известно, ряд депутатов уже не первый год бьется за принятие обновленного закона в защиту прав потребителей. Старый - 1991 года выпуска - уж и законом-то можно назвать с большой натяжкой , настолько он бездейственен и отстал от жизни.
Необходим актуальный документ с четко прописанными статьями, регламентирующими обязанности производителей и поставщиков продукции. У нас же сегодня вся ответственность за информацию о товаре и его качество ложится на наемных продавцов, которые и вынуждены в случаях конфликтов принимать удар на себя. Хозяин либо хозяева хоть магазинчика, хоть гипермаркета, как правило, широкой массе потребителей неизвестны. В отличие, кстати, от практики на Западе, где любой суд с величайшим удовольствием примет иск против магната - владельца серии магазинов, чье имя у всех на слуху, от пенсионера, купившего пакетик залежалых чипсов, и выкатит ему такую сумму, что он лично готов будет проверять срок годности на каждой упаковке.
У нас большие "купцы" не стремятся работать над созданием репутации, им плевать, что в следующий раз человек не придет в их магазин, потому что ему не понравилось качество, цены, обслуживание. Они предпочитают "разовую", мгновенную прибыль. И в этом им полностью развязывает руки тот самый наш престарелый закон. Но защитить вас с грехом пополам, если вы все же пострадали - к примеру, лишились половины желудка на операционном столе, откушав предварительно рыбных консервов, или ваш ребенок пожевал китайскую погремушку - он сможет. Опять же, если у вас хватит времени, нервов, денег и доказательств для суда. Проблема в другом и она достаточно парадоксальна. Мы импортируем сегодня огромное количество продуктов и промышленных товаров, но по сути не можем определить их качество. Мы отстали от мировых стандартов на годы. Технические возможности "Национального центра экспертизы и сертификации" стремятся к нулю - практически он не в состоянии подтвердить безопасность любой ввозимой продукции, будь то лекарства или башмаки. Но как-то же товары попадают к нам? А это уже отдельная тема - таможня, и все, что "крутится" вокруг нее...
Остро стоит и проблема завоза в республику "продуктов-мутантов", не имеющих, естественно, положенной маркировки. В Казахстане нет ни одной лаборатории с оборудованием, необходимым для сертификации ГМО-продуктов. И не предвидится. А поток их, даже по визуальным наблюдениям, вытесняет с прилавков родной апорт и огурцы со вкусом огурцов. Так что очень тревожно за здоровье наших детей, которым так нравятся красивые ровные яблочки.
По всем международным конвенциям с красивыми названиями, к множеству коих присоединилось и наше отечество, граждане имеют право знать, что, какого качества и какого состава они потребляют. По данным опроса исследовательской компании "КОМКОН-2 Евразия", проведенного среди жителей Алматы, 15 процентов респондентов постоянно разочаровываются купленным продуктом. То есть - нарисована на пакете красивая гроздь винограда, а дома попробовали - сладкая водица. 54 процента опрошенных ответили, что при покупке одежды или обуви продавцы обычно вводят в заблуждение относительно страны-производителя. Я бы сказал - уверенно врут, особенно напирая при этом на "Италию". Самое отвратительное, что мы привыкли. Есть и носить фуфло, никого в этом не обвиняя. А государство это положение устраивает - оно не слишком озабочено ситуацией с сертификацией уровня каменного века, традицией поборов на таможне и незащищенностью нас, потребителей.
...Впрочем, в Америке говорят: "Вам могут продать булыжник, завернутый в красивую бумажку, за 100 долларов, но обязательно должны сказать при этом, что там - внутри". Эта фраза ужасно понравилась моему вековому деду, который, поливая свой сад, всегда знает, Что он увидит на ветках осенью. Жаль, мы не сможем так защищаться - просто и весело - нам будет некогда.

Автор: Олег Ларов