Защитить права человека

Что приоритетнее – права человека или права общества? Можно ли в условиях пандемии отстоять свое право на передвижение, на охрану здоровья, на юридическую защиту? Как защитить права потребителя? И какие уроки нужно вынести из коронавирусного бедствия? Ответы на эти вопросы пытались найти участники Международной научно-практической конференции “Защита прав человека в современном мире: концепции, механизмы и проблемы обеспечения”, организованной под эгидой Фонда Нурсултана Назарбаева.

Пандемия коронавирусной инфекции нарушила привычный ритм жизни казахстанцев, заставив их носить маски, работать на удаленке, отказываться от зарубежных командировок и отпусков под пальмами. Даже пролечиться в больнице – теперь проблема.

– Мир становится менее стабильным и менее безопасным. В условиях нахлынувших на нас катаклизмов отчетливо становится заметной уязвимость прав и свобод индивида. Ключевым и наиболее сложным вопросом в этой области является вопрос механизмов правовой защиты человека не только от противоправного давления государственного аппарата, но и даже от нормативно обеспеченных ограничительных мер государства и должностных лиц, – констатирует Жолдасбек НУСЕНОВ, кандидат юридических наук, ректор Каспийского университета, организовавшего эту конференцию.

Тут вспоминаются самые странные чиновничьи распоряжения ковидного периода: они то младенцев обязывали носить маски, то повелевали подъезды с коронавирусными контактными запирать на замок, то ограничивали движение дачных автобусов, в итоге пенсионеры – самый уязвимый контингент – набивались в них, как кильки в банку. Какая уж тут социальная дистанция? Но все эти инициативы подавались под флагом борьбы с COVID-19.

Впрочем, вполне разумные и объяснимые указания люди тоже часто встречают в штыки, и не только в Казахстане.

– Обязательное ношение маски, ограничение передвижения нередко вызывают отторжение у граждан, и в ряде стран это выливается и в митинги, в протестные явления. Показательно, что там, в частности в Соединенных Штатах Америки, после всех этих событий мы видим всплеск инфекции, – говорит доктор юридических наук, зам. исполнительного директора Фонда Нурсултана Назарбаева Игорь РОГОВ. – Я не вирусолог и не берусь утверждать, насколько это обоснованно, но симптоматично, что сегодня, по данным, опубликованным в западной прессе, 2 страны сумели если не искоренить, то в значительной мере погасить инфекцию. Это Китайская Народная Республика и Австралия, которые приняли беспрецедентно жесткие меры по локализации источников заражения, по жесткому санитарному режиму и т. д. И население принимает это как вполне естественное ограничение их прав, с целью безопасности всего общества.

Организаторы конференции призвали участников обсудить, что является приоритетным в период пандемии – права человека или права общества.

– Вправе ли государство накладывать ограничения таких принципиальных прав, как свобода слова, когда ограничивается право распространять информацию, противоречащую установленной трактовке причин и правил санитарии, связанных с ковидом? Это тоже требует научного осмысления, – отметил Игорь Рогов.

Конференция состоялась в Международный день защиты прав человека. И это символично. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека – эпохальный документ, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому индивиду вне зависимости от его расы, пола, языка, религии, социального происхождения, политических и иных убеждений. Казахстан обязался выполнять эту декларацию, и теперь его международный авторитет во многом зависит от выполнения взятых на себя обязательств и внедрения стандартов международного права в национальное законодательство.

Участники конференции обсудили отечественный и международный опыт защиты прав в условиях современного мира, проблемы включения норм международного права в национальное законодательство и другие вопросы.

НУР-СУЛТАН