В том числе и 29 первоочередных, по которым переговорный процесс должен быть завершен уже к 1 июля.
На последнем в уходящем году заседании Группы высокого уровня, прошедшем в белорусской столице, было принято решение о формировании перечня из 14 соглашений, которые будут обсуждаться в ходе второго переговорного раунда, а также согласованы основные принципы упрощенного перемещения граждан через внутренние границы ЕЭП.
Достигнутые договоренности по передвижению физических лиц, после подписания президентами, позволят гражданам этих государств перевозить без декларирования до $3 тыс., а срок их пребывания на суверенных территориях объединения без регистрации достигнет 90 суток.
На встрече белорусским представителям было дано 10 дней для определения своих позиций по данному вопросу. Как отметил начальник управления СНГ МИД республики Олег Лаптенок, на которого ссылается Интерфакс: "На сегодняшний день срок, в течение которого иностранцы могут находиться в стране без регистрации, ограничен тремя днями. Белоруссия готова пойти на компромиссный вариант - 30 дней. Этот вариант был предложен белорусской стороной... Наша позиция уточняется. Компетентные и заинтересованные органы госуправления должны рассмотреть эту ситуацию и высказать свое мнение".
Также стороны согласовали проект соглашения об упрощении процедур контроля, перемещения физических лиц и принадлежащих им транспортных средств через границы стран "четверки", а также порядок пересечения транспортными средствами этих границ, который будет основываться на базе единого транспортного страхового свидетельства "зеленая карта".
Казахстану, не присоединившемуся пока к международному соглашению по "зеленой карте", предоставили 10 дней для уточнения своих подходов. Возможно, в отношении республики будет введен переходный этап, облегчающий принятие общих правил.
Все базовые документы, которые обеспечат свободу перемещения физлиц через границы пространства, могут быть полностью готовы к подписанию в январе и, в этом случае, вступят в силу в феврале.
Другим важным вопросом повестки была тема вступления во Всемирную торговую организацию. Обсуждение проблемы проходило вполне конструктивно, как заметил и.о. премьер-министра Украины Николай Азаров: "Сейчас этот вопрос не является препятствием для формирования наших документов".
По его словам, Казахстан и Белоруссия "приветствуют стремление Украины и России вступить в ВТО" в 2005 году (на декабрьской министерской конференции в Гонконге).
За несколько дней до минской встречи, президент Белоруссии подписал новую редакцию закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, "нормы которого соответствуют принципам Всемирной торговой организации".
Закон, уже включенный в Национальный реестр правовых актов республики, определяет основные принципы госрегулирования, осуществляемого президентом, Национальным собранием, правительством и иными уполномоченными органами, а также уточняет полномочия президента по регулированию внешнеторговой деятельности.
Он предусматривает четыре метода государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами, товарами и продуктами интеллектуальной собственности, и, наконец, меры развития внешней торговли. Белорусские власти полагают, что закрепление норм ВТО "позволит снять множество проблем для белорусских товаропроизводителей, ускорит получение Белоруссией преимуществ от введения норм ВТО и интеграционных процессов", а также прояснит некоторые сложные моменты в торговых отношениях с Россией.
В ходе заседания ГВУ эксперты заслушали информацию российской стороны о результатах экономического анализа гипотетических потерь при формировании Таможенного союза стран ЕЭП после их вступления в ВТО и о механизмах проведения компенсационных переговоров.
Заместитель премьера Белоруссии Андрей Кобяков пояснил позднее, что "речь идет не о том, что мы должны будем платить какие-то деньги нашим торговым партнерам. Мы должны будем идти на взаимные уступки в области таможенных тарифов или условий доступа на рынок по тем товарам и услугам, которые являются интересом наших партнеров, а взамен - получить дополнительную защиту в наиболее чувствительных для нас секторах".
С другой стороны, с точки зрения главы российской делегации и Минпромэнерго РФ Виктора Христенко, размер указанных "гипотетических потерь" не является критическим, "чтобы ставить под сомнение все усилия президентов и правительств, направленных на углубление интеграции". "Вопрос не в размере, - напомнил он, - а в согласовании многих технических нюансов переговорных аспектов".
При этом В. Христенко счел необходимым подчеркнуть, что считает неправильной постановку вопроса о том, кто из участников пространства в виду разных темпов интеграции в ВТО больше потеряет или получит: "Все страны приобретут от активного движения по пути интеграции друг с другом. При этом в определенной степени заплатить придется каждому, но эта плата будет несоизмеримой с преимуществами углубленной интеграции".
Такая уверенность министра подкреплялась еще одним напоминанием: о том, что совсем скоро, а именно с первого января, вступят силу соглашения о применении единых принципов взимания НДС во взаимной торговле.
В прошлую пятницу Госдума ратифицировала протокол, вносящий изменения в двустороннее соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с Казахстаном, который был подписан в середине сентября и одобрен казахстанским Сенатом 10 декабря.
Документ, предусматривающий полный переход на взимание косвенных налогов по стране назначения, оговаривает, что товары, в том числе природный газ и нефть, включая газовый конденсат, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с территории государства одной страны и ввозимые на территорию другой, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке.
Ввозимые на таможенную территорию государства товары одной страны, в том числе природный газ и нефть, будут облагаться косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Согласно законодательству РФ, данные углеводороды, реализуемые казахстанским покупателям, облагаются НДС по ставке в размере 18%. При этом природный газ и нефть, ввозимые на территорию федерации, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Ранее, по действующему соглашению, как известно, существовали исключения по природному газу, нефти и газовому конденсату, в отношении которых при налогообложении использовался принцип страны происхождения.
По поводу правительственной инициативы направить в Госдуму аналогичное соглашение с Белоруссией для ратификации "с оговоркой", В. Христенко в Минске сказал, что речь идет о толковании принципа взимания данного налога для российских субъектов хозяйствования, а не о внесении изменений в сам текст соглашения: "Никаких оговорок, никаких заговоров не существует. Соглашение будет действовать в том виде, как написано. Все, что касается наших двухсторонних процессов в торговле - абсолютно согласованная и прозрачная позиция".
Российско-белорусское соглашение о взимании косвенных налогов предполагает, что экспортеры, для обоснования применения нулевой ставки НДС и /или/ освобождения от акцизов, обязаны будут представить в налоговые органы копию договора с импортером о поставке товара, выписку из банка, подтверждающую прекращение встречного обязательства импортера и копию транспортных документов о перевозке товаров.
Экспортеры, помимо этого, должны представить заявление о ввозе экспортированных товаров с отметкой налогового органа государства-импортера, подтверждающей уплату косвенных налогов. Необходимость дополнительных оговорок определяется союзной спецификой отношений между обоими государствами: они, по сути, представляют собой правила, определяющие порядок контроля над движением товаров в отсутствие таможенной границы.
На переговорах министр заверил, что Россия выполнит все внутригосударственные процедуры и примет соответствующие законодательные акты для вступления в силу упомянутых соглашений о налогах с начала года. "Хотел бы обратиться ко всем участникам торгово-экономических отношений России, Украины, Казахстана и Белоруссии, - добавил В. Христенко, - чтобы они в своих контрактах и планах на 2005 г учитывали, что с 1 января 2005 года НДС будет оплачиваться по стране назначения".
Одним из центральных в Минске был, разумеется, вопрос о перспективах украинского участия в интеграции. Николай Азаров заявил, что ситуация, связанная с проведением переголосования, не отразится на совместной работе по ЕЭП, поскольку последнее является "сугубо экономическим проектом", не противоречащим стремлению страны войти в Евросоюз: "Ситуация в стране нормализуется полностью в ближайшее время, и, я думаю, что у всех политических сторон на Украине есть понимание необходимости сохранения процесса формирования ЕЭП".
Тем не менее, темпы и сроки интеграционного строительства, в связи с украинскими событиями, уже меняются и корректируются: проведение саммита глав государств "четверки" и подписание первоочередных документов еще ранее было решено отложить до лучших времен, которые, как надеются участники, наступят уже в январе.