Цена газа будет единой для всех регионов Казахстана – об этом сообщил министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ, и добавил, что цена “может повыситься”, но будет ниже, чем в России и тем более в Европе.
Надо сказать, что еще в марте г-н Мынбаев говорил совершенно противоположные вещи. “Цены в Российской Федерации и Казахстане будут на сопоставимом уровне”, – заявил тогда министр. Это значило, что жалобы на рост коммунальных тарифов больше не принимаются – следующие пять лет цены на газ, отопление и горячую воду будут расти как минимум на 20–25 процентов в год.
Не совсем понятно, что же в конце концов правда: слова Сауата Мынбаева или официальные документы? На самом деле повышение цен и тарифов было определено гораздо раньше: еще осенью прошлого года правительство утвердило “Программу по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010–2014 годы”. Авторы программы отмечают, что цены на газ у нас маловаты – от 23 до 143 долларов за тысячу кубометров, хотя в Европе газ стоит гораздо дороже – 250–340 долларов. Значит, и нам нужно дотянуться до Европы…
По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, в случае роста цен на газ тарифы на тепловую энергию могут увеличиться от 140 процентов (Алматы, Южно-Казахстанская область) до 200 процентов (Костанайская область). То есть вместо нынешних 111 тенге за отопление квадратного метра житель Алматы будет отдавать 266 тенге. Владельцам квартиры площадью 50 квадратных метров придется выложить 13 320 тенге в месяц – и это только за отопление. Скорее всего, подорожает и электроэнергия, поскольку одну из трех алматинских ТЭЦ как раз переводят на газ.
В Костанае, если верить авторам нефтегазовой программы развития, тариф на тепло вырастет со 106 до 318 тенге за каждый квадратный метр отапливаемой площади. В Шымкенте цена увеличится с нынешних 86 до 206 тенге за квадратный метр. Общая сумма коммунальных платежей за городскую квартиру в отопительный сезон будет уверенно догонять размер минимальной пенсии.
Никакого объяснения такому повышению цен в программе нет. Более того, в этом же документе написано, что дефицита “голубого золота” у нас нет – в 2009 году в стране добыли 36 миллиардов кубов, а использовали лишь около 14 миллиардов. А к 2030 году, согласно официальным прогнозам, Казахстан будет добывать 100 миллиардов кубометров газа в год и войдет в пятерку крупнейших экспортеров мира.
Эксперты говорят, что дело в высокой политике. Цены на газ на внутреннем рынке Казахстан якобы вынуждает поднимать Россия. Российская газовая монополия “Газпром” планирует поднять цены на газ внутри РФ до европейского уровня – ей, мол, не хватает средств на развитие.
Похожая ситуация складывается и у “КазМунайГаза”. У компании большие долги: на осень 2010 года КМГ был должен около 15 миллиардов долларов, а заработать по итогам года удалось всего 1,9 миллиарда. Руководство нацкомпании уже объявило о планах повышения в ближайшем будущем цен на бензин и дизтопливо до российского уровня – то есть на 30–40 процентов.
Несмотря на “задний ход” Сауата Мынбаева, вопрос повышения цены на газ “остается открытым”, сказал на минувшей неделе глава “Самрука” Тимур КУЛИБАЕВ. Он напомнил, что соответствующий договор с Россией уже подписан.
Кроме того, повышение цен на газ – одно из условий вступления стран Таможенного союза в ВТО. Но простым жителям страны от этого не легче – уже сегодня тысяча кубов в Алматы стоит 152,5 доллара – дороже, чем во многих штатах США. А европейская цена – это в два раза выше. Правда, жители ЕС зарабатывают в три-четыре раза больше, и 40-градусных морозов в Европе не бывает…