Об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК Алихана Смаилова заявил мажилисмен Аскар Садыков, к мнению которого присоединилось еще несколько депутатов фракции «Ак жол», сообщает Сaravan.kz.
Как известно АО «Air Astana» является национальным перевозчиком, которое было создано с участием фонда «Самрук-Казына». И еще известно, что основным активом любой авиакомпании являются воздушные суда. Вот только воздушные суда, принадлежащие авиакомпании «Air Astana», по словам мажилисмена, оказывается, приписаны не к Казахстану, а к Ирландии.
«Иными словам, Казахстан попросту не обладает контролем над собственностью данной авиакомпании. Более того, президент «Air Astana» Питер Фостер недавно заявил, что компания и не планирует регистрировать свои суда в Казахстане. Демократическая партия «Ак жол» считает, что такая позиция угрожает национальным экономическим интересам нашей страны», - подчеркнул депутат Садыков.
Аргументы руководства компании о том, что «только европейская регистрация позволяет авиакомпании совершать рейсы на территорию западных стран», мажилисмены считают неубедительными, поскольку «с момента образования компании прошло четверть века, и за это время Комитет гражданской авиации давно должен был проработать все нужные вопросы».
Тем более что буквально на днях, говорит Садыков, Комитет гражданской авиации подтвердил соответствие Казахстана требованиям Международной организации гражданской авиации и сообщил об открытии прямых рейсов даже в США, а работа над этим шла не один год.
«Но президент «Air Astana», видимо, считает не заслуживающим доверия не только позицию госоргана, но и правовые условия нашей страны в целом. Либо просто игнорирует национальные интересы республики. Более того, данный вопрос имеет особое значение в свете планируемого выхода компании «Air Astana» на IPO и продажи 25 процентов ее акций. Возникает вопрос о том, кто контролирует бизнес, занимающий доминирующее положение и сформированный за счет вложений нашего государства и его граждан, оплачивающих неадекватно высокие цены на авиабилеты?» – спрашивает депутат. Удивляясь, «что же тогда является гарантией интересов Казахстана, если основные активы в виде авиапарка изначально приписаны к другой стране».
Кроме того, по его мнению, «неплохо было бы прояснить и ситуацию с авиапарком компании «FlyArystan». Так, в ходе обсуждения в Мажилисе парламента создание данной компании и ее тарифной политики, представители КГА и «Air Astana» вроде как убеждали, что «компания «FlyArystan» будет являться реальным лоукостером». Однако этого, утверждает Аскар Садыков, не произошло.
Кроме того, добавляет он, «не так давно президент АО «Air Astana» заявил, что «FlyArystan» не будет выведен из компании «Air Astana».
«Хотя на депутатский запрос фракции «Ак жол» от 14 сентября 2023 года и был получен ответ правительства РК о том, что план выделения «FlyArystan» в отдельное юридическое лицо разработан. В связи с этим мы повторно ставим вопрос о преобразовании авиакомпании «FlyArystan» в самостоятельный лоукостер с реальным снижением стоимости полетов», - настаивает мажилисмен. Добавляя, что «авиапарк данной компании, полностью состоящий из новых судов, также должен быть зарегистрирован в Казахстане».
Между тем, одной из причин регистрации воздушных бортов в Ирландии эксперты отрасли называют «возможные налоговые преимущества данной юрисдикции.
«Однако фракция «Ак жол» считает, что национальный перевозчик не должен уклоняться от уплаты налогов в собственной стране. Иначе это похоже на реализацию совета одного известного чиновника, который рекомендовал всем «зарабатывать в Казахстане, а тратить в Лондоне». Господа бизнесмены на государстве, имейте совесть и мужество платить налоги там, где зарабатываете свои миллионные зарплаты и бонусы!» – заключил Садыков, параллельно указав на то, что сложившаяся ситуация «ставит и более широкую проблему – деоффшоризацию работы национальных компаний».
Астана