Запретить курить – родине вредить?

По мнению экспертов, у этой цикличности есть несколько причин. Первая: регулярный рост акцизов на табачную продукцию, и, как следствие, ее удорожание в рознице. В результате спрос на нее упал, и казахстанские производители уже несколько лет подряд констатируют снижение объемов выпускаемой продукции. Это вроде бы хорошо с точки зрения оздоровления населения. Но загвоздка в том, что число курильщиков в стране не снижается. И возникает вопрос – кто тогда зарабатывает на наших курильщиках?

Ответ здесь простой: из-за роста цен люди вынуждены экономить и искать контрабандное курево. Найти в Интернете адреса, где можно купить сигареты дешевле, чем в магазинах и киосках, – легко и быстро. Не успеешь выкурить даже одну.

То есть на наших курильщиках зарабатывают зарубежные, возможно, криминальные, структуры.

Другая же и главная причина – жесткая политика правительства Казахстана, нацеленная на снижение популяции курящих в стране только запретительными мерами и ростом акцизов. Как показывает мировая практика, такая стратегия только провоцирует рост контрабанды, производство “самопала” и коррупцию.

Кто не знает – спонсором антитабачной кампании в Казахстане выступает фонд американца Майкла Блумберга, якобы борца с курением. А проводником его политики в республике выступает лидер национальной коалиции “За Казахстан, свободный от табачного дыма” Джамиля Садыкова. Не бесплатно, конечно.

Она долго отрицала это и продолжает отрицать и сегодня. Но лет 10 назад в суде ей пришлось признаться, что получала гранты от Блумберга (стенограмма судебного заседания есть в редакции). Получала в долларах, конечно. За эти гранты г-жа Садыкова продавливала стратегию американца в Казахстане. В результате в республике исчезли табачные плантации. Нашим фермерам срочно пришлось переходить на другие культуры. Табак нашим производителям приходится закупать за границей. Тоже за доллары.

Цена на курево выросла. Но курить казахстанцы меньше не стали. Как было около 25 процентов курящих, так и осталось.

Тогда получается, что вся многолетняя антитабачная кампания провалилась? Мы уже писали о том, что общество не признало ее эффективной, предлагаемые меры – бессмысленны. Это подтвердили данные соцопроса к Всемирному дню без табака. Возникает вопрос об эффективности выделяемых денег на пропаганду здорового образа жизни. Миллиарды потрачены впустую? Вместо субсидирования работы спорткомплексов и покупки комплектов спортивной формы мы получили невнятные плакаты, поездки на форумы, симпозиумы, банкеты и фуршеты. С участием г-жи Садыковой, разумеется.

По сути, война Садыковой за Казахстан без табачного дыма свелась к войне с отечественным бизнесом и предприятиями торговли, а не за здоровый образ жизни.

Если верить Всемирной организации здравоохранения, сейчас Джамиля Садыкова является представителем организации “Campaign for tobacco free kids” (“Дети без табака”). Опять же, финансируемой Блумбергом.

И была заявлена от этой конторы делегатом от Казахстана на VIII конференции ВОЗ. Ну делегат и делегат. Но безвестную фигуру никто на такую тусовку не пригласит. Таким там не место? Еще какое место! Именно оплачиваемые сотрудники “Campaign for tobacco free kids” и других подразделений бесчисленных фондов Майкла Блумберга пытаются через различные неправительственные организации влиять на решения правительств государств. И не только в антитабачной сфере. Во многих странах, кстати, таких людей называют иноагентами.

Цель – давить на государства

На Филиппинах группу “Bloomberg initiative” обвинили во влиянии на местное управление по безопасности пищевых продуктов и медицинских препаратов. Расследование показало, что его политику через местные НПО формировал фонд Блумберга. Правительственные чиновники признались в этом только в суде. В Молдавии, где сотни лет выращивали табак, ситуация повторилась. Проект “Молдова без табака” завершился практически полным разрушением этой сферы экономики. Украина – такой же итог: страну накрыла волна контрабанды.

Справка “КАРАВАНА”

Доля табачных изделий в мелких торговых точках составляет 25–30 процентов. После внедрения специальных боксов, где подорожавшие сигареты закрыли специальными экранами, продажа упала на 7–9 процентов. В минздраве РК утверждали, что такие боксы сокращают спонтанную продажу сигарет. Неправда! Исследования в США, Канаде и ряде стран Европы в 2020 году показали, что эта акция – неэффективна. Зато она удлинила очереди в магазинах. А еще заставили торговцев потратить немалые деньги на эти ящики.

Чехия, Бразилия, Индонезия, Черногория, Филиппины – всего в списке 69 государств, где НПО получали гранты и техническую поддержку от Блумберга, продавливая его интересы. Казахстан тоже в этом же списке. Потому что помощь от фонда “Bloomberg philanthropies” подразумевает прямые выплаты госучреждениям Казахстана. В Индии министерство внутренних дел выявило, что фонды Блумберга “координированно с местными НПО проводят кампанию по разрушению табачной промышленности и крушению национальных традиций страны”. Что они курят? Чего добились усилением антитабачных мер в Казахстане

Этой весной сотрудник Института конкурентного предпринимательства (США) Мишель Минтон написала статью “Филантро-колониализм Блумберга: угроза глобальному здравоохранению и науке” – анализ деятельности антитабачных групп, финанси-руемых благотворительными организациями Блумберга в странах с низким и средним уровнем дохода. На основе документов Минтон доказывает, что Блумберг замахнулся на все уровни гражданского общества, включая СМИ и правительства. Расследование Минтон раскрывает технологию влияния НПО на госструктуры и не исключает, что в их действиях могут присутствовать элементы коррупции. Если эти схемы работают во всем мире, почему Казахстан должен быть исключением?

Кстати, Джамиля Садыкова уже много лет отказывается предоставлять финансовую отчетность своей “общественной организации”. Хотя по закону должна. Но это и понятно. Иначе сразу станет ясно, кто на кого работает. Ситуацию нам прокомментировал Кирилл ПАВЛОВ, руководитель фонда “Бюро расследований коррупции в Казахстане”:

– Мы требуем обнародовать финансовые документы организаций, входящих в коалицию “За Казахстан, свободный от табачного дыма”, что по закону положено. Однако СМИ ни разу не получили ответа. Я думаю, это вопрос к надзорным органам. И здесь Генпрокуратура должна серьезно взяться за этот вопрос. Все НПО, которые получают деньги из-за рубежа, должны отчитываться и показывать, что у них происходит. Обществу и государству непонятно, чем занимаются эти мутные неправительственные организации и на что они получают доллары, по которым они никому в Казахстане не отчитываются. Насчет иностранных агентов и их внедрения в систему власти – к сожалению, всё это есть, и очень серьезно. И коррупция здесь – один из главных инструментов, которые обычно такие компании и фонды задействуют.

Делайте выводы.

P.S. Редакция направила соответствующие запросы в КНБ и Генпрокуратуру РК.

Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ