Запчасти и машины придется ждать?

 После чудовищного землетрясения в Японии четыре крупнейших автоконцерна страны остановили производство на своих предприятиях в стране. Как сообщили японские издания, Honda вынуждена закрыть заводы как минимум до 20 марта, чтобы провести проверку систем безопасности, энергообеспечения и инфраструктуры. Toyota приостановила работу всех 12 заводов в Японии, но уверяет, что “перерыв не отразится на зарубежном производстве”. Nissan пообещал возобновить сборку автомобилей на шести заводах с 18 марта. Mitsubishi говорит о запуске трех заводов в эти дни. Однако из-за серьезных разрушений в японских портах, на автотрассах и железнодорожных путях возможны проблемы с поставкой автомобилей в другие страны. Так, казахстанские предприниматели, заказавшие до катастрофы машины из США и прослеживающие их путь через Интернет, не могут отыскать свой товар на территории Японии.

– Возможно, машины просто смыло во время цунами, я в ужасе: взял кредит, занял деньги, как теперь рассчитываться – страховка и наполовину не покроет все расходы, – рассказал один из пострадавших, алматинец Александр. – Удивлен, что, несмотря на катастрофу, ряд моих коллег по-прежнему предлагают услуги по доставке машин из США через Японию. Как они это собираются сделать, если там все разрушено?

 – Чтобы восстановилась экономика, инфраструктура, нужно время, а пока  поставки тех же запчастей, различных товаров народного потребления из Японии будут осуществляться с задержкой, – считает президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ. – В данное время в стране очень сложное положение с энергоносителями, поэтому возможны перебои с работой заводов, фабрик.

Разрушены дороги, мосты. Морские порты на востоке и севере страны получили серьезные повреждения, и вся нагрузка сейчас легла на западные и южные порты.

Вырастут ли в такой ситуации цены на новые японские автомобили?

– Прямой зависимости между катастрофой и ценами нет, – говорит представитель одной из крупных казахстанских компаний по продаже японских машин, представившийся Муратом. – Не думаю, что заводы сразу поднимут цены. Возможно, такое произойдет со временем, так как курс японской йены стремительно падает.

Мы обзвонили алматинские магазины по продаже автозапчастей. В некоторых из них предположили, что в течение нескольких месяцев возможны перебои с поставками японских запчастей. А могут ли машины-"утопленники" попасть на казахстанский рынок, как это было после наводнения в Европе в 2003–2004 годах, когда страны СНГ буквально наводнили пострадавшие машины?

Наши собеседники считают, что леворульные машины из Японии, “наглотавшиеся” ила и воды, могут запросто оказаться в Казахстане через несколько месяцев. Такие машины могут подвести в любой момент: ил и песок в цилиндро-поршневой группе грозят быстрым износом деталей.