Замакима ВКО отказался от финансов для поддержки фермеров по госпрограмме.

Новые дома как средство привлечения специалистов в село

В 2016 году в крестьянском хозяйстве “Муздыбай-1”, которое является вторым производителем овощей по объемам в ВКО, нашли нестандартное применение программе “Дорожная карта занятости-2020”. В рамках ее второго направления, которое предусматривает обеспечение занятости через развитие сельского предпринимательства, здесь решили построить дома для специалистов.

– У нас хозяйство перспективное, развивающееся, и поэтому работают люди из других сел и даже городов – Шульбинска, Новобаженово, Жаркына, Гранитного, Семея и даже Усть-Каменогорска. Специалисты хотели бы переехать сюда, но в нашем селе нет жилья, – рассказывает руководитель КХ “Муздыбай-1” Талгат БАЙМУРИНОВ.

Действительно, село Муздыбай не знало новостроек в течение нескольких десятилетий. В 1970-е годы в связи со строительством Шульбинской ГЭС территория небольшого населенного пункта должна была оказаться в зоне затопления. Из-за этого в течение трех десятилетий в селе вообще ничего не строили. В 1990-е годы было принято решение о строительстве контррегулятора Шульбинской ГЭС возле села Булак. Село Муздыбай уже не подлежало затоплению. Но время было упущено.

– Я давно искал пути возведения жилья, чтобы удержать специалистов, и начиная с 2011 года неоднократно писал во всевозможные инстанции. Но в бюджете области не было денег. А потом мне предложили воспользоваться программой “Дорожная карта занятости-2020”. Хозяйство за собственные средства разработало проектно-сметную документацию. Что касается самого строительства, то 90 процентов вложений – это государственные средства и 10 процентов – ресурсы нашего хозяйства, – пояснил Баймуринов.

Что хорошо мажилисменам, то плохо региональным чиновникам

В августе прошлого года фермерскую стройплощадку посетили депутаты мажилиса.

– Это хороший пример государственно-частного партнерства, чему сегодня уделяется особое внимание, – высказал тогда свое мнение депутат мажилиса Василий ОЛЕЙНИК, который осмотрел даже кирпичи, предназначенные для возведения стен будущих домов.

Депутат Мажилиса Олейник на начале стройке в КХ Муздыбай-1. Фото - Алла БЕЛЯКИНА

К слову, каждая квартира в сельских новостройках будет оснащена водопроводом и канализацией, электричеством, ванными комнатами и санузлом, водонагревателями, печками эконом-класса. Для маленького села, где живет около 300 аульчан, это пока невиданный комфорт.

Словом, складывалась этакая сельская идиллия. Деньги выделялись из республиканского бюджета. Но… заместитель акима ВКО отказался от этих денег.

“В населенном пункте отсутствуют школа, врачебная амбулатория, водопровод и другие коммуникации. Кроме того, на имущество КХ “Муздыбай-1” наложен арест. В связи с этим просим рассмотреть возможность перераспределения бюджетных средств, выделенных КХ “Муздыбай-1” на строительство служебных домов. В случае невозможности перераспределения просим снять средства”, – обратился в министерство здравоохранения и социального развития РК заместитель акима ВКО Куат ТУМАБАЕВ.

И деньги по ходатайству чиновника сняли.

Заплатил Семей

Вообще-то это парадоксальная ситуация – заместитель акима, ведающий финансами, от этих самых финансов отказывается. Причем отказывается по необоснованным поводам. Наличие или отсутствие школы и амбулатории – это проблема села, а не крестьянского хозяйства. Тем более что по нормативам при столь маленьком населении селу Муздыбай вообще не положена школа. Живущих здесь детей возят в ближайшую. Водопровод, которого не заметил заместитель акима, в селе есть. А наличие финансовых проблем КХ “Муздыбай-1” не имеет отношения к реализации проекта по строительству домов.

Ну и здесь началось самое интересное. От денег из республиканского бюджета Восточный Казахстан отказался, и тогда оплачивать строительство домов пришлось из казны Семея.

Дело в том, что село Муздыбай и крестьянское хозяйство находятся в административном подчинении Семея. И ответственность за реализацию проекта по программе “Дорожная карта занятости-2020” несет руководство города. Поэтому, когда строительная компания, успевшая вложить собственные средства в приобретение стройматериалов и начавшая стройку сельских домов, обратилась в суд, власти бывшего областного центра вынуждены были выделить на этот проект порядка 200 миллионов тенге.

Начало строительства домов. Фото - Алла БЕЛЯКИНА

– Тендер на возведение домов в рамках госпрограммы проводил отдел строительства города. Все процедуры проводились в рамках закона. И поэтому, понимая обоснованность претензий строителей и не дожидаясь окончания судебного процесса, чтобы избежать лишних процессуальных издержек, власти Семея приняли решение о выделении средств из городской казны, – пояснил фермер.

Потери частные и общие

Странные перетасовки бюджетов привели к потерям как для фермера, так и для города. По словам главы крестьянского хозяйства, из-за задержки финансирования, а соответственно и строительства домов он уже потерял семь специалистов. Главный агроном, механизаторы, инженер и механик, которые приезжали в Муздыбай на работу из Усть-Каменогорска, Семея и Шульбинска, так и не дождавшись обещанного жилья, уволились.

Но дело даже не в том, что фермеру, воспользовавшемуся поддержкой государства, была поставлена подножка. В числе пострадавших оказался целый город, ведь на этом деле у его скромного бюджета “отъели” почти 200 миллионов тенге.

Для Семея это были непредвиденные расходы. Причем финансовых дыр у города больше, чем дырок в швейцарском сыре. К примеру, катастрофически не хватает дорожной техники, и нынешней зимой вывозом снега занималось всего пять машин, что для Семея капля в море, которая и вылилась настоящим морем из невывезенного талого снега с приходом весны. Также здесь планируется брать кредит в ЕБРР на приобретение новых автобусов. И подобных примеров – десятки, городу есть на что потратить деньги, и их не хватает. Поэтому ситуация, когда Семей должен был получить помощь из республиканского бюджета на поддержку крестьянского хозяйства, а потом оплатил эту помощь сам, выглядит нелепо и странно.

Семей