11 сентября президент России Дмитрий Медведев поручил правительству к началу следующего месяца разработать полный комплекс мер по противодействию алкоголизации населения.
Он предложил создать законопроекты, предусматривающие усиление административной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним, усиление контроля за качеством спиртного и пресечение нелегального производства и сбыта.
Взгляд извне
Проблема потребления спиртного стоит перед Россией остро. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в пересчете на душу населения, включая беременных и малолетних детей, потребление чистого спирта в России составляет 10 литров в год. В стране набирает обороты пивной алкоголизм, что совсем не удивительно. Рекламу пива никак нельзя назвать ненавязчивой.
Употребление алкоголя, причем высокоградусного, в России достаточно распространено. Крепкие алкогольные напитки, относительно невысокая средняя продолжительность жизни и ранняя смертность в стране - все эти факторы очень тесно связаны. Эта связь обусловлена, прежде всего, доступностью алкоголя для населения. Кроме того, в России с употреблением алкоголя связано 72 процента зарегистрированных убийств, 52,7 процента смертей в результате аварий, травм и других внешних причин, 26 процентов смертей от различных заболеваний. И еще - в России алкоголь уносит ежегодно жизней больше, чем во всей Европе.
На основе изучения международного опыта борьбы с алкоголизмом мы сегодня попробуем потеоретизировать, какие рекомендации могли бы пригодиться российскому правительству в масштабной и официально озвученной войне с зеленым змием.
"Сухой закон" не сработает
Надо отметить, что "сухой закон" в России не проходит под любым соусом. Достаточно провести параллели с Соединенными Штатами Америки, где впервые запреты, связанные с обращением алкоголя, появились в середине XIX века. С 1 июля 1919 года на территории США была полностью запрещена продажа спиртных напитков. Антиалкогольные меры были крайне непопулярны, и к тому же, существенно навредили национальной экономике, вызвав резкое повышение уровня организованной преступности. Гангстерские группировки (бутлегеры) наживались на контрабанде и подпольной торговле спиртным, не облагавшимся налогами. Под давлением общественности в декабре 1933 года была принята 21-я поправка к Конституции, отменившая общенациональный "сухой закон".
И Россия, и США - страны крупные с точки зрения географии. Оба государства имеют протяженные границы, установить жесткий контроль на которых довольно проблематично. С другой стороны, "сухой закон" неминуемо вызовет мощный всплеск организованной преступности. США с задачей нейтрализации бутлегеров так и не справились. Снижение потребления спиртного наблюдалось в США в первые три года существования "сухого закона". Впоследствии, когда бутлегеры отладили каналы поставки спиртного из соседних государств, в основном из Мексики, эффективность антиалкогольных мер резко упала.
Да и нынешний уровень коррупции в России не позволит вести эффективную борьбу с бутлегерами.
Во-вторых, потери российского бюджета от введения "сухого закона" могут значительно перевесить позитивные факторы оздоровления нации. Ситуация в США в середине 1919 года и ситуация в России ближе к концу 2009 года сильно отличаются. При нынешнем развитии коммуникаций и умении российского бизнеса быстро реагировать на любые меры государства, бутлегеры в России появятся намного быстрее, чем в США.
Что же касается транспортировки спиртного, то уже сейчас есть в наличии каналы для транспортировки наркотиков из Азии в Европу и США. Чтобы использовать их для спиртного, необходима самая малость - будущие российские бутлегеры должны будут договориться с наркобаронами. Если в центре обсуждения встанут очень большие деньги (цены внутри страны, объявившей "сухой закон" на спиртное вырастают как минимум в 5-10 раз), то договоренность обязательно будет достигнута.
В-третьих, традиции самогоноварения в России давние, и с этим ничего не поделаешь. "Сухой закон" обязательно вызовет рост подпольного изготовления спиртного в кустарных условиях. А бешеный спрос на спиртное будет покрываться за счет самогона сомнительного качества.
Что нужно делать
Чтобы эффективно бороться с алкоголизацией страны, необходимо начать с коррупции. Последняя, как правило, резко снижает эффективность любых мер, инициируемых государством. Насколько адекватно такую взаимосвязь понимают в России, еще вопрос. Хотя в отдельности запускать меры, направленные против коррупции и алкоголизации - значит, ничего не смыслить в ситуации, которая сложилась в России.
До того времени, пока полицейские за деньги пропускают автомашины с террористами до центра Москвы, пока за любую услугу всякий мало-мальски значимый чиновник просит, требует, вымогает взятку, все антиалкогольные меры изначально обречены на провал.
В данной связи уместно вспомнить антиалкогольную кампанию, инициированную Михаилом Горбачевым, последним генеральным секретарем КПСС. Она началась в период, когда система, выстроенная во времена СССР, еще не была полностью демонтирована. При всех недостатках той старой системы, она при Горбачеве еще функционировала.
Массовая вырубка виноградников, жесткий контроль в сфере розницы дали свои результаты только в первое время. Затем самогонщики стали активно скупать сахар в магазинах, а фрукты и овощи в массовом порядке пошли на самогон. Тот объем спиртного, которого лишились спиртзаводы, был покрыт частью за счет контрабанды, частью - за счет кустарного производства.
Наряду с ростом организованной преступности стал расти и фактор коррупции. Это еще одно свидетельство того, что два этих явления тесно взаимосвязаны.
Поэтому российскому правительству необходимо вести войну на два фронта - с нарушениями законов в целом и алкоголизацией страны.
Чтобы победить в первой части, важно не изобретать пятое колесо к телеге, а более внимательно проанализировать опыт зарубежных стран, в частности, США. Необходимо сделать так, чтобы брать взятки стало экономически невыгодно. Не менее важно добиться неотвратимости наказания. Ну и самое главное, властям России необходимо начать с себя, обеспечив равноправие всех перед законом.
Часто, чтобы оправдать неэффективность, чиновники ссылаются на неготовность населения оказывать содействие властям. Ничего подобного. Простые люди, более всего пострадавшие от коррупции, ждут не дождутся, когда власти начнут реальную, а не по телевизору и на собраниях в Кремле, борьбу с коррупцией.
Россия, хочешь того или не хочешь, должна перенастроиться. Во-первых, гражданин, сообщивший о нарушении закона другим гражданином, не "козел", а человек, выполняющий свой гражданский долг. Пока в России будут жить и оценивать дружбу по понятиям "зоны", ничего дельного в плане борьбы с коррупцией не случится.
На начальном этапе власти должны организовать так называемое платное доносительство. Каждый гражданин, столкнувшийся с нарушением закона, сообщает об этом в правоохранительные органы. Если факт подтверждается, то гражданин получает определенную сумму денег. Причем, не обязательно делать плату существенной. Если нарушения касаются, к примеру, правил дорожного движения, то плата может быть фиксированной.
Россияне до такой степени устали от повсеместной коррупции, что давно готовы "сигнализировать" за любую сумму. Если же с гражданина требуют взятку, то сумму вознаграждения можно установить на уровне одной десятой вымогаемой суммы.
В итоге
Синхронность в борьбе с нарушениями законов и алкоголизацией страны приведет к позитивным переменам. Понятно, что полностью побороть правонарушения невозможно. Примерно так же обстоит дело и с борьбой против пьянства.
Но довести эти явления в обществе до минимума, не угрожающего национальной безопасности, не только можно, но и нужно.
Сегодня российские власти осознали, что дальнейшее развитие России напрямую зависит от минимизации коррупции, снижения уровня алкоголизации. Правда, осознание не всегда означает то, что политическая воля собрана в кулак, и власти готовы идти до конца.
Но не понимать, что под технологическим отставанием России от развитых стран мира лежит и коррупционно-алкогольная составляющая, они уже не могут.
Недавно российский премьер Владимир Путин признался, что интеллектуальный потенциал СССР уже на исходе и в ближайшие два года России необходимо разрабатывать собственные ноу-хау, чтобы не отстать от других стран мира.
Все верно. Еще бы включить на полную силу политическую волю и решимость реально изменить страну…
***
В очередной раз о здоровье россиян решили позаботиться, чтобы уберечь население от алкоголизации. Специалисты утверждают, что в России выпивается около 2 млрд. литров водки, 12 млрд. пива и 1,8 млрд. л. другой продукции, содержащей алкоголь. Сумма потребляемого алкоголя, если не считать пива, составляет 33 млрд. долларов, примерно на такую сумму россияне приобретают автомобили! И хотя те же эксперты говорят о снижении потребления алкоголя во время кризиса, верится в это с трудом. Слишком уж русская душа любит в трудные минуты забыться в хмелю. Даже потеряв работу, или получая более низкую зарплату, люди покупают пиво или водку, но уже по более низкой цене и, соответственно, более низкого качества.
В своем выступлении в Сочи президент Д. Медведев привел данные Минздравсоцразвития, в которых говорится, что на каждого жителя страны приходится до 18 литров алкогольной продукции, включая младенцев и немощных стариков. Этот уровень в два раза выше, чем определила ВОЗ как опасный для жизни человека.
Те меры, которые обычно принимает государство, преследуют всегда несколько целей. Может быть, желание действовать по принципу, чтобы и овцы были целы и волки сыты, делает все попытки государства уберечь народ от пьянства, и как следствие от деградации, - несостоятельными.
Употребление алкоголя, как уже неоднократно было доказано, куда меньше зависит от цен на данный вид продукции, от объемов и качественного состава алкогольных напитков, и куда больше - от культуры. И на увеличение спроса на слабоалкогольную продукцию, коктейли, повлияли не низкие акцизы, а выросший уровень жизни.
Чем более низок уровень жизни населения, чем ниже его культурные запросы и меньше возможностей интересно провести свободное время, тем выше процент алкоголизма. Такую же тенденцию можно проследить и от центра к периферии. В городах, где уровень занятости и культурной жизни выше, число злоупотребляющих алкоголем меньше и наоборот.
При этом необходимо учесть, что степень привыкания и алкогольной зависимости очень высоки, а методы лечения не всегда эффективны. Кроме того, данное заболевание зачастую передается по наследству. Многое в потреблении спиртных напитков связано и с многовековыми традициями того или иного региона, с национальными особенностями, религией и даже климатом.
Меры, которые решило принять российское правительство, направлены прежде всего охрану здоровья новых поколений. При приравнивании пива к водке предусматривается ряд мер, в которые входит запрет торговли пивом и другими слабоалкогольными напитками вблизи центров досуга, школ, институтов, спортивных комплексов. Такие запреты ударят в первую очередь по предпринимателям, владельцам таких торговых точек, но, увы, вряд ли станут серьезной преградой для молодежи.
Как сказано о взаимосвязи мер и последствий, которые они могут принести у Юрия Мороза, в книге "Бизнес, пособие для слабоумных" (www.shsd.ru): "В бизнесе, в потоке событий, изобретения обычно не фиксируются и причины успеха той или иной компании найти бывает очень трудно, скорее невозможно".
Замените букву "о" в слове "компании" на "а", и формула все равно останется верна: какие последствия на сей раз принесут новые меры - прогнозы из той же области неизвестного.
Повышение акцизов на пиво и переход на единый акциз для спиртных напитков преследует своей целью не только борьбу с алкоголизмом, но и повышение налоговых сборов. В условиях кризиса крупные производители, выпускающие премиальную продукцию, испытывают спад спроса, и очевидно, что снижение объемов производства в этом секторе составит не менее 20 %.
В легальном производстве алкогольной продукции ожидается снижение спроса не меньше, чем на 15 процентов. Снижение потребления пива прогнозируют максимум на 5 процентов. Перетекать спрос будет в сторону более дешевого алкоголя, и самое неприятное - в сторону нелегального, суррогатного производства. Здесь реальные убытки понесут не только производители, но и пострадает здоровье тех, кто будет употреблять некачественный алкоголь.
При этом предприниматели планируют решать проблему стабилизации производства и сбыта за счет экспорта в регионы ближнего зарубежья, так, например, Казахстан имеет большой потребительской рынок качественной алкогольной продукции, есть спрос на нее и в других странах Средней Азии.
Кого и как будем лечить в следующую очередь?
Гайворонская Юлия, специально для Караван.kz