Об этом говорилось на Первом городском форуме "Право ребенка расти в семье", прошедшем недавно в Алматы.
Трудно оспорить безоговорочную утвердительность его названия, непросто и разобраться в причинах, по которым тысячи детей попадают в детский дом или приемник-распределитель в то время, как их родители живы и по большей части относительно здоровы.
Казахстан - одна из стран СНГ, где особенно остро стоит проблема социального сиротства. По данным Агентства РК по статистике, сегодня в республике треть из, в общей сложности 3 миллионов 527 тысяч семей, - многодетные, около 600 тысяч неполных семей, более 12 тысяч - неблагополучных.
Однако специалисты считают, что последняя цифра занижена в несколько раз. По информации заместителя председателя комитета по защите прав детей министерства образования и науки Раисы Шер, за последние восемь лет в центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних страны были помещены более 70 тысяч детей.
У них уже никогда не будет детства. Если пятилетнего человечка мама выгоняет в ночь из дома, чтобы не мешал своим хныканьем веселиться хмельной компании, вряд ли он сможет чувствовать себя беззаботным и счастливым в будущей жизни. Бывают случаи и пострашнее - я своими лазами видела в приемнике мальчика лет шести, избитого матерью головой об стол за то, что он взял с оного стола хлеб (читай - закуску).
Только в 2005 году в суды было отправлено 70 уголовных дел на родителей, совершивших насилие по отношению к своим детям, около 4 тысяч лишены прав. Стало быть, причина первая и основная - пьянство? Стало быть, так.
Мы, конечно, часто видим этих детей на улице, и отличить их от сытых ухоженных сверстников можно безо всякого труда. Никто из них не отличается упитанностью или румянцем - серенькие нездоровые лица, одежонка не по размеру и не по сезону, вплоть до тапочек на босу ногу зимой. Держатся почти всегда - мал мала меньше, все вместе - и частенько дерзко-вызывающе. Само собой, мимо роскошных бутиков они не бегают, но в крохотной лавочке где-нибудь в "пролетарском" районе кособокого частного сектора их можно заметить. И надо видеть, каким ожиданием светятся разновозрастные глаза - "мамка" послала за бутылкой и разрешила на сдачу купить грошовую сладость. Мне всегда казалось, что в этих маленьких душах уже сконцентрировалось сопротивление окружающему обществу с его моралью. И здесь требуется тонкая работа очень сильного психолога. С которой у нас, увы, проблематично…
Детский дом - все равно не твой дом, хоть засыпь ты его самыми фантастическими игрушками и залей шоколадом. И по этому поводу мнения участников разделились. Одни считают, что необходимо взять на вооружение опыт Запада, где работает целая система органов социальной помощи, и их работа направлена не на лишение прав, а на то, чтобы дети жили в семье. Пусть даже в чужой - но в семье.
Другие считают, что детские дома необходимы нам все равно: если в начале 90-х годов в Казахстане было около 9 тысяч сирот, то сейчас - 93,5 тысяч. И очереди за сиротками не наблюдается.
В нынешнем году государством на содержание детей в детских домах и интернатах из бюджета выделено более 3 миллиардов тенге, на содержание одного ребенка в этих заведениях тратится порядка 250-350 тысяч тенге в год.
Но ведь обуть и накормить - это далеко не все. У этих детей масса проблем, и особенно - когда они вырастают и выходят в реальную, в нашу с вами жизнь, совершенно не приспособленными к ней. В жизнь, где папа с мамой, давно продав квартиру, бомжуют. И никто не берет вчерашнего детдомовца на работу. Уже через год после выпуска многие детдомовцы попадают в колонию, становятся бездомными, алкоголиками и наркоманами, кончают жизнь самоубийством.
Парадоксальный на первый взгляд итог "общественного" воспитания - дети в детдомах вырастают слабо социализированными. К примеру, координационный совет Министерства образования России по программе "Дети-сироты" составил социально-психологический портрет выпускника детдома: неразвитый социальный интеллект и иждивенчество; повышенная внушаемость; завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний; непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности; готовность принимать асоциальные формы поведения. Попросту говоря, детдомовцы не хотят работать, не знают, откуда что берется и сколько это стоит, потому что живут на всем готовом. Они не ценят человеческую жизнь - ни свою, ни чужую - из-за того, что в детдоме окончательно разрушаются привязанности. Контроль со стороны воспитателей и "дедовщина" формируют привычку полностью зависеть от лидера и быть управляемым, поэтому воспитанники детских домов так часто и попадают в криминальные структуры.
Как же быть?
Даже в самых благополучных странах для социального сиротства есть объективные предпосылки: бедность, алкоголизм, наркомания, ранние беременности. Значит, дело в другом: у нас отсутствует какая-либо система профилактики социального сиротства и - самое главное - размещения сирот в семьи.
Более того, нынешние институты опеки устроены так, что даже если кто-то захочет взять на воспитание ребенка из детского дома, то он с большой степенью вероятности потерпит неудачу. Сколько уже сломано копий по поводу усыновления наших детей иностранцами, а все не можем четко определиться в праве решать чьи-то судьбы.
А в мае 2007 года Казахстан будет отчитываться в ООН о положении детей в республике и защите их прав…
Фото с сайта http://www.kasparov.ru