Предметом жаркого спора парламентариев между собой, и с министром соцзащиты в отдельности, стал давний вопрос о создании института общественных инспекторов труда. Речь идет о представителях коллектива, которые у себя на предприятиях будут вести контроль за соблюдением трудового законодательства, станут помощниками и “зорким глазом” госинспекторов. Казалось бы, о чем тут спорить?
Тем более что в сфере труда нарушений более чем достаточно – так уж устроен работодатель, что ему совсем не хочется исполнять все требования, прописанные в законах. И свидетельство тому – многочисленные конфликты на предприятиях “нефтянки”, шахтерские беды, проблемы, преследующие практически все трудовые коллективы. Два года парламент бился с правительством за “очеловечивание” Трудового кодекса, за то, чтобы он хотя бы в профиль, но повернулся к людям труда. И это даже получилось. Да, в него не вошли многие защищающие работников нормы, но о создании общественного контроля за соблюдением трудового законодательства мажилисменам договориться все же удалось.
И вот ведь незадача – именно это положение “из-за технической ошибки” работника нижней палаты не вошло в документ, отправленный на обсуждение в сенат. Из-за технической или техничной? Всякие имелись по этому поводу суждения, когда депутаты обнаружили эту существенную законодательную “утечку”. Тогда после клятвенных обещаний со стороны правительства все исправить “при первой же возможности” мажилисмены доверчиво проголосовали и приняли Кодекс в том виде, в каком он оказался.
И вот сейчас такая возможность появилась. В мажилис поступил законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социального обеспечения и труда”. А там ни слова о создании института общественных инспекторов. Депутаты предложили внести соответствующую поправку и неожиданно нарвались на противодействие “соцзащитного” министерства. Господин Сапарбаев вполне недвусмысленно высказался по этому поводу:
– Эту проблему, которую вы ставите, можно решить путем внесения данного вопроса при заключении коллективных договоров.
На этой позиции, кстати, изначально настаивало правительство. Тогда такой подход депутаты назвали “казахской камасутрой” – дескать, работодатель с одной стороны, работник – с другой… Результат при нашей реальности и нашей ментальности известный. И потому настояли, чтобы норма о таком мощном регуляторе трудовых отношений, как контроль со стороны общественных инспекторов, была закреплена в законе. То есть была бы не просто возможной, а обязательной.
Получается, что правительство о своих заверениях забыло?
– Мы знаем, что коллективный договор может, а чего нет, – возмутился мажилисмен Владимир Нехорошев. – Мы знаем, что работодатель еще может букву закона исполнить, но весь закон он никогда не выполняет. Мы знаем, у нас законы дубовые, а исполнение, к сожалению, липовое.
Часть депутатов на такое резкое высказывание обиделась – как, мол, “законы дубовые”, если мы их принимаем? Может быть, поэтому при постатейном голосовании 40 депутатов его поддержали, а 41 – нет.
Так или иначе странная ситуация сложилась вокруг простого вроде бы вопроса. Казалось бы, интересы трудящихся призвано защищать министерство соцзащиты во главе с министром. А он всячески пытается вывести общественный контроль за пределы реального закона. На стороне человека труда и соблюдении его законных прав должны бы быть и народные избранники, но большинство голосов оказывается почему-то в графе “против”.
Интересно обозначились в этом раскладе и правительство, и мажилисмены. И даже профсоюзы, как это ни удивительно. Во всяком случае, именно на мнение профсоюзного лидера г-на Мукашева сослался министр Сапарбаев, аргументируя свою точку зрения.
Так что за работодателей волноваться не приходится: мощная у них поддержка. Без сомнения, можно говорить о том, что именно их интересы сегодня лоббируются на всех уровнях власти – и законодательной, и исполнительной. Закон слушался в мажилисе в первом чтении и ушел в сенат, не обремененный статьей об общественном контроле. Может, господа сенаторы вспомнят про обещания правительства о своем долге перед народом и внесут свои поправки?
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана