Законопроект "О доступе к информации": Красивая вывеска, пустые декларации и мертвые нормы

Напомним, сейчас в мажилисе парламента находится документ, призванный открыть гражданам доступ к информации госорганов и нацкомпаний. Ранее специалисты критически оценивали концепт проекта. В частности, эксперт по политическим правам ОФ “Международная правовая инициатива” Амангельды ШОРМАНБАЕВ отмечал статью 11, в которой было прописано, что обладатель информации может не предоставлять информацию, собранную в процессе госконт­роля и надзора, до принятия решения по данному вопросу.

– Например, Счетный комитет проведет проверку освоения бюджетных средств и выявит серьезные нарушения. Далее он передаст материалы проверки в правоохранительные органы. Если в это время СМИ или граждане запросят материалы или выводы проверки Счетного комитета, то могут получить отказ – на том основании, что материалы переданы в правоохранительные органы, а окончательное решение не принято, – отмечал Шорманбаев. – При этом, что считать окончательным решением, не ясно. То ли возбуждение уголовного дела, то ли передачу дела в суд? А может, вынесение приговора? В такой ситуации госорганы имеют слишком широкий простор для манипуляций по собственному усмотрению.

Между тем, как рассказал “КАРАВАНУ” руководитель рабочей группы по проекту закона “О доступе к информации” Анатолий ПЕПЕНИН, по сравнению с предыдущей версией документ изменился на 20 процентов. Если раньше, приводит статистику депутат, в открытом доступе казахстанцев было 40 процентов информации госорганов, то по новому законопроекту этот показатель увеличится до 70 процентов. А за непредоставление информации юрлицам грозят штрафы до 200 МРП, физлицам – до 30 МРП.

– Мы детализировали понятие “обладатель информации”, к этой категории отнесены не только госорганы, но и квазигосударственный сектор и иные обладатели информации, в том числе коммерческие структуры, имеющие сведения в сфере экологии, предупреждения ЧС, и другие. Они также будут обязаны давать открытую информацию, как и компании, занимающие монопольное положение на рынке услуг и тарифов, – говорит мажилисмен.

На вопрос о том, появится ли у казахстанцев возможность контролировать расходы нацкомпаний, в том числе бонусы топ-менеджмента, Пепенин заметил:

– Это надо смотреть в комплексе с остальными законопроектами – о противодействии коррупции и другими.

Глава компании “ЮрИнфо” Игорь Лоскутов радужных надежд по поводу законопроекта не питает.

– Никаких новых гарантий реализации права граждан на доступ к информации законопроект не предусматривает. В лучшем случае здесь дублируются уже имеющиеся законодательные нормы. В худшем – документ запутывает понимание механизмов реализации данного права, – отмечает эксперт.

В законопроекте детально прописано, какая информация в какие сроки размещается госорганами на интернет-ресурсах. Однако ответа на вопрос, для чего это делается, законопроект не дает.

– Тем более в Казахстане размещение информации на интернет-ресурсах не признается официальным опубликованием. Так что, если завтра вы придете в госорган или суд с информацией, взятой с сайтов госорганов, вас спросят: а в официальной прессе это напечатано? Мало ли что на этом интернет-ресурсе написано, без официальной публикации это недействительно! – резонно замечает Лоскутов.

Среди здравых идей, предложенных одним из депутатов, Игорь Лоскутов отмечает одну – вменить в обязанность госорганам вести публикацию перечня издаваемых и действующих нормативно-правовых актов (НПА) для обеспечения большей открытости и транспарентности их деятельности.

– Однако в итоге в законопроекте прописали, что на сайтах должен размещаться только перечень НПА, принятых обладателями информации. Между тем НПА, регистрируемые в минюсте, занимают лишь 20 процентов того, что издается министерствами и комитетами, – констатирует эксперт. – Более того, в законопроект внесли поправку о том, что чиновники имеют право не публиковать те правовые акты, которые являются внутриведомственными. Под эту формулировку можно подвести все что угодно!

Таким образом, в своем нынешнем виде законопроект вызывает множество вопросов касательно эффективности. К слову, в текущем году Казахстан занимает 68-е место из 120 стран в рейтинге доступности гражданам информации.

Астана