Законодательный дуплет

Тем не менее, он принят, и государственным органам ничего не остается, как создавать все необходимые условия для того, чтобы документ заработал.
Прежнее законодательство за годы существования успело существенно устареть: в середине 90-х годов прошлого века страна существовала в другом измерении. Правительство, направляя новый законопроект в парламент, в пояснительной записке совершенно справедливо указывало на то, что старый закон не дает комплексного представления о системе валютного регулирования и контроля и не позволяет эффективно осуществлять политику либерализации валютного режима в Казахстане.
И вот, учтя опыт некоторых стран - России, Чехии, Венгрии, Хорватии, Польши, а также рекомендации Международного валютного фонда, была разработана Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы и создан более продвинутый и совершенный законопроект.
Данный закон предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций.
С 1 января 2007 года вводится система регистрации и уведомления об уже произведенных валютных операциях. То есть, все ограничения на проведение валютных операций будут сняты, что создает условия для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки. Однако контроль будет осуществляться.
В частности, будет введен такой порядок валютного мониторинга, который позволит получать необходимую информацию о проводимых филиалами и представительствами иностранных компаний валютных операциях.
Своеобразным противовесом является норма о возможности введения президентом страны режима специального разрешения в случае угрозы экономической безопасности и стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть разрешена другими инструментами экономической политики.
Но здесь нет какого-либо противоречия с международными стандартами: подобный режим соответствует принципам МВФ и может быть введен на срок не более шести месяцев.
В Национальном банке говорят, что в целом при разработке нового закона была учтена не только лучшая практика, но и некоторые ошибки, допущенные в других странах. И уже это сделало законопроект менее уязвимым с точки зрения практического применения. Однако произошло непредвиденное. Депутаты сената решили внести свои поправки в документ и фактически снять ограничение на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты. В настоящее время, как известно, разрешен вывоз наличной иностранной валюты в эквиваленте только до 10 тысяч долларов, а также без ограничений наличных сумм в валюте, ранее ввезенных по таможенной декларации в Казахстан. Сенаторы же предложили не устанавливать ограничительные рамки, лишь потребовав от физических лиц, желающих вывезти свыше 10 тысяч долларов, предоставлять документы, подтверждающих легальность происхождения денег.
Председатель Национального банка Анвар Сайденов пытался убедить парламентариев в преждевременности такого шага. По его мнению, Казахстан технически не готов снимать ограничения на вывоз наличной иностранной валюты. Во-первых, контрольно-пропускные таможенные пункты не располагают соответствующим оборудованием. Во-вторых, пограничные, таможенные, миграционные и налоговые службы не только не обладают защищенными электронными каналами обмена информацией, но и вообще не имеют обмена информацией, поскольку подобной задачи перед ними не стояло.
В частности, специалисты Нацбанка обращали внимание на то, что пассажирские декларации таможенными органами не обрабатываются. То есть, по сути, отсутствует минимально необходимая информация об объемах ввозимых наличных средств, не говоря уже об обеспечении контроля за легальностью их происхождения. Поэтому наиболее приемлемым, на их взгляд, было бы оставить прежнюю норму, обеспечивающую необходимую прозрачность при вывозе наличной валюты. Понятно, что любой платеж или перевод через банковскую систему, делает доступной информацию об отправителе, получателе, направлении и цели использования денег, что является необходимым условием эффективности мер как валютного регулирования, так и борьбы с теневой экономикой и отмыванием денег.
Однако представительная ветвь власти к монетарной не прислушалась, и в итоге сенатские поправки были утверждены парламентом.
Анвар Сайденов был явно разочарован. Действительно, для эффективной реализации принятой нормы, прежде всего, необходимо обеспечение всеобщего декларирования доходов физическими лицами, а также создание автоматизированной базы данных, к которой имели бы доступ таможенные органы. К всеобщему декларированию доходов страна пока переходить не собирается - это перспектива, в лучшем случае, ближайших пяти-семи лет. Что же касается соответствующей налоговой базы данных, то мероприятие это недешевое и вряд ли целесообразное, опять-таки, без всеобщего декларирования.
Тем не менее, закон подписан президентом страны, и Национальному банку ничего не остается, как срочно приступить к разработке перечня документов, подтверждающих легальность происхождения наличной иностранной валюты. В Нацбанке не исключают, что, возможно, придется пересматривать "целый ряд законодательных актов, регулирующих в том числе сферы общественных отношений, относящихся к компетенции других государственных органов". То есть, на практике реализовать это требование будет сложно, дают понять в Национальном банке.
Однако именно грамотно определенный перечень документов, подтверждающих легальность происхождения валюты, и комплексное совершенствование законодательной базы смогут параллельно продвинуть республику к созданию системы противодействия легализации незаконно полученных доходов. То есть, та работа, которую, по идее, должно было бы провести правительство, сделает Нацбанк.