Законно ли пребывание беженцев в Казахстане?

Согласно ст.4 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Сегодня в Казахстане по оценке УВКБ ООН насчитывается приблизительно 16000 - 17000 беженцев, которые по этническому составу подразделяются на следующие основные категории: афганские беженцы, чеченские беженцы, таджикские беженцы, уйгурские беженцы из Китая, беженцы из других стран.
Спустя 5 лет после присоединения к Конвенции 1951 г., согласно которой Казахстан взял на себя несколько основных международных обязательств, в первую очередь привести национальное законодательство в соответствие с нормами Конвенции, в Республике до сих пор не принят национальный закон о беженцах.
В настоящее время многие проблемы стали спутниками беженцев на территории республики. При этом основной проблемой беженцев является несовершенство законов, призванных регламентировать их пребывание и жизнедеятельность. Несмотря на улучшения в нормативно-правовой базе Республики Казахстан, положение беженцев осталось весьма проблематичным.
В настоящее время продолжаются случаи, связанные с ограничением свободы передвижения беженцев на основе системы регистрации, которая носит разрешительный, а не уведомительный характер.
Особенно сложна ситуация с беженцами из Чечни, поскольку милиция систематически отказывается признавать в качестве удостоверения личности регистрационные свидетельства, выданные им посольством Российской федерации.
В настоящее время чеченские беженцы составляют самую многочисленную категорию (около 14 000 человек). До 1999 года в соответствии с договорами Казахстана и Российской Федерации они, как граждане России, могли въезжать на территорию Казахстана без виз, и для пребывания в Республике им необходимо было пройти регистрацию в органах миграционной полиции по месту пребывания.
Однако общий срок их пребывания ограничивался 180 днями. С началом второй волны беженцев из Чечни между УВКБ ООН и Правительством Казахстана было заключено устное "джентльменское" соглашение, суть которого заключалась в том, что УВКБ ООН не будет рассматривать их как беженцев, а Правительство разрешит им находиться на территории Казахстана 1 год. При этом предполагалось, что через год ситуация в Чечне стабилизируется. Так как это не произошло, то УВКБ ООН пришлось добиваться того, чтобы беженцы из Чечни могли находиться на территории Казахстана до стабилизации ситуации в Чечне. К сожалению, Московские события октября 2002 года, положение беженцев из Чечни ухудшилось.
Особо стоит отметить тот факт, что бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, а по отношению к беженцам все проблемы можно возводить в степень квадрата.
Нужно учесть, что, действительно, в Казахстане существуют некоторые государственные программы, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, которые облегчают возможность их будущего трудоустройства. Но данные программы зачастую обходят стороной такую категорию как беженцы. А если и касаются их, то сейчас мало кто может ответить, сколько беженцев были вовлечены в эти программы.
Существующие программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Но и здесь речь идет о гражданах нашей республики. Только посредством международных организаций и через местные неправительственные организации беженцы получают материальную помощь.
Анализ показывает, что в настоящее время в Казахстане приняты и реализуются 54 государственные и отраслевые программы, которые прямо или косвенно связаны с улучшением положения бедных.
По экономическому аспекту основными с точки зрения преодоления проблем бедности являются программы по поддержке малого бизнеса, по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, по развитию промышленности, строительства, инфраструктуры и сельского хозяйства. Но вряд ли кто-нибудь сможет сказать, какое количество беженцев получили поддержку по этим программам.
Большинство принятых программ недостаточно обеспечено необходимыми материальными и техническими ресурсами. Они составлены без выделения четкой системы приоритетов, отсутствует мониторинг хода их реализации. При этом применяемые показатели зачастую однобоки, что сказывается на объективности оценки.
Инструменты миграционной политики по подсистеме "Беженцы" в Республике Казахстан должны основываться на принципах запрещения высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, где их жизни угрожает опасность, в том числе страны, откуда они прибыли.
Каким образом это должно реализовываться?
Во-первых, через создание информационного банка данных по беженцам в региональном и республиканском разрезе.
Во-вторых, путем разработки системы мониторинга ситуации в странах происхождения беженцев.
В-третьих, обеспечение прав беженцев в соответствии с "Конвенцией о статусе беженцев 1951 года" и "Протокола, касающегося статуса беженцев 1967 года" и других международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
Однако насколько действенны данные механизмы? Мало кто может ответить на поставленный вопрос по причине того, что подобные мероприятия в Казахстане не реализовываются, а если и реализовываются, то об этом никто не знает.
И здесь кроется первая правовая проблема: какие права и свободы имеет лицо до того момента, как для него был определен тот или иной правовой статус?
Действует ли в отношении этого лица принцип презумпции невиновности, в отношении причин и процедуры пересечения им государственной границы Республики Казахстан?
Имеет ли лицо, предположительно относящееся к категории "беженец", достаточную информацию о законодательстве и процедурах определения его правового статуса на территории Республики Казахстан и средствах правовой зашиты от неправомерных решений и действий государственных органов и должностных лиц?
Как известно, до настоящего времени доступ к процедуре определения статуса беженцев в Казахстане в значительной мере затруднен. До последнего времени процедура детерминации осуществлялась только в Алматы, где создана соответствующая компетентная комиссия на базе Агентства по миграции и демографии.
Существующие бюрократические требования регистрации и бюрократический подход к лицам, ищущим убежища, лицам без гражданства приводит к тому, что они рассматриваются не как лица, требующие международной зашиты, а как нелегальные мигранты, которые автоматически попадают под угрозу депортации и становятся объектами преследования со стороны правоохранительных органов Республики Казахстан.
В рамках известных мероприятий, проводимых правоохранительными органами, таких как "Правопорядок" и "Миграция", большое количество лиц, не имеющих регистрации в соответствующих органах, высылаются (выдворяются) из страны до получения ими доступа к процедуре установления статуса беженца, как нелегальные мигранты.
В свою очередь миграционная полиция в отношении беженцев и нелегальных иммигрантов может творить произвол: это и необоснованные задержания, и водворение людей в спецприемник без санкции прокурора, без решения суда.
И обо всех вышеупомянутых проблемах узнать можно только из СМИ , только по частным случаям, и это - верхушка айсберга.
Если государственные органы повернуться лицом к проблеме беженцев, то это не только облегчит процесс адаптации и достойного пребывания беженцев на территории Республики Казахстан, но и в значительной мере упростит работу и самим государственным органам, призванным контролировать и содействовать беженцам в их социализации в казахстанское общество.
Очевидно, что для эффективного применения Конвенции "О статусе беженцев", а в первую очередь для осуществления защиты прав беженцев в Казахстане, необходимо принятие национального закона о беженцах.
Не решение правовых вопросов приводит к непоправимым последствиям, что в свою очередь способствует к росту напряженности между представителями правоохранительных органов и беженцами, находящимися на территории Республики Казахстан.