Закон "Об АО" - как символ реформации и противостояния

В прошлом году, как известно, депутаты при рассмотрении с треском отклонили документ. Основным камнем преткновения при принятии законопроекта стало предлагаемое увеличение уставного фонда акционерного общества до 200 тыс. МРП.
Позднее, как известно, планку опустили до 50 тыс. МРП или до 41 150 000 тенге. И, тем не менее, в этом году его принятие вызвало большой резонанс в широких предпринимательских кругах. Несмотря на то, что депутаты приняли Закон еще весной этого года, у многих он вызывает множество вопросов.
Прозябание фондового рынка в Казахстане является крайне чувствительной, даже болезненной проблемой для главы Нацбанка Григория Марченко. Каждый раз, когда на ежемесячных нацбанковских пресс-конференциях главному банкиру задают подобные вопросы, он неприятно морщится, хватается за сердце, а потом просит вообще снять "ненужные" вопросы. И это несмотря на то, что Григорий Александрович славится красноречием, и за лишним словом в карман не полезет. Заветной мечтой главного банка страны продолжает оставаться развитие фондового рынка. Это официальная позиция Нацбанка.
Некоторые предприниматели и депутаты склонны придерживаться иной точки зрения. По их мнению, данная реформа направлена на усиление влияния Национального банка с сфере реального сектора экономики - среднего и крупного бизнеса. Несмотря на то, что представители Нацбанка так подробно и тщательно разъясняют положения нового Закона, говорят о его пользе, бизнесмены протестуют, говоря о том, что ничего, кроме вреда данные изменения не принесут.
Найдется целый ряд основных причин, благодаря которым это движение тормозится. По единодушному мнению многих экспертов, основным "тормозом" является скрытная непрозрачность субъектов реального сектора экономики. А также фискальная, налоговая политика правительства, которая загоняет бизнес "в тень". Легализация бизнеса неминуемо приведет к тому, что с бизнесмена снимут три шкуры и, причем не только налоговики, но также остальные 55 контрольно-надзорных органов.
Кроме того, причины неразвитости рынка ценных бумаг надо искать в экономических условиях функционирования АО как хозяйствующих субъектов. Почему при наличии свободных денежных средств в стране они не выпускают дополнительных акций на первичный рынок для привлечения инвестиций? Кстати, привлечь инвестиции можно только на первичном рынке. Перемещение акций от акционера к акционеру на вторичном рынке ценных бумаг самому акционерному обществу инвестиций не добавляет.
Причины в том, что потенциальный акционер не надеется на получение дивидендов, превышающих банковский процент. АО, чтобы осуществить дополнительную эмиссию, увеличить уставный капитал, должно произвести переоценку своих активов и заплатить дополнительные налоги. Банки по своей природе препятствуют оттоку денежных средств из своего обращения в фондовые рынки. Это происходит благодаря отсутствию государственного механизма по регулированию банковского процента, позволяющего делать привлекательным либо приобретение акций, либо размещение денежных средств в банках, в зависимости от проводимой государством экономической политики.
Не гарантируя активизации рынка ценных бумаг, рассматриваемый проект создаст целый ряд серьезных проблем для хозяйствующих субъектов. А принятие его в существующем виде приведет не к развитию рынка ценных бумаг, а к его свертыванию.
Во-первых, позиция Национального банка противоречит положениям "Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года", утвержденного указом президента. В десятом разделе этого плана прямо указано: "Товарищества с ограниченной ответственностью, где государственная доля превышает установленный уровень, должны быть акционированы. Необходимо рассмотреть возможность передачи пакетов акций в управление национальным компаниям. Оставшуюся долю в малозначимых для государства товариществах необходимо приватизировать".
Акционерные общества как организационно-правовая форма деятельности предприятий материального производства более удобны для управления государственной долей собственности, так как имеют упрощенную по сравнению с ТОО процедуру смены собственников. Принятие разработанного НБ проекта закона приведет к обратному результату - преобразованию акционерных обществ, в том числе и с государственными пакетами акций, в ТОО.
Эта процедура потребует немалых дополнительных материальных затрат.
Преобразование АО в ТОО с большим числом участников создаст проблему частой перерегистрации юридических лиц, т. к. при большом числе участников увеличивается частота их сменяемости. А каждое изменение в составе участников ТОО требует по действующему законодательству обязательной перерегистрации.
Становой хребет любого фондового рынка - это прозрачность юридического лица и степень доверия к нему. Только с чистым юридическим лицом можно выйти в свет на люди - на биржу. Закрытость фирмы всегда будет занижать котировки акций. В данный исторический момент выгодней всего отсидеться и не выходить на биржу - бесполезно запускать в ход эмиссии своих ценных бумаг. Не смотря на это, отечественным предпринимателям очень даже полюбилась такая форма юридического лица, как АО, ЗАО, ОАО. Куда не ткни, попадешь именно в акционированное предприятие. Кроме того, такая форма предприятия понравилась, в том числе, и государственным предприятиям.
Следовательно, одна из причин стимуляции развития такого финансового института, как фондовая биржа лежит в реформации правительственной фискальной, налоговой политике, а также в изменении деятельности контрольно-надзорных органов. В данном случае подразумевается перестроить цели чиновничьего надзора с желания оштрафовать на желание стимулировать наведение реального порядка. К сожалению, работа надзорных органов строится именно на желании оштрафовать или склонить к покупке собственных услуг, - приобрести подпись и печать, сертификат и справку - на принудительной основе.
По мнению экспертов, чрезвычайно трудно, почти невозможно, при помощи мер административного воздействия развивать финансовый институт, функционирование которого основано на добровольных началах. Это, как если бы приказать человеку влюбиться в кого-то. Национальный банк как раз и приказывает влюбиться, образно выражаясь, к примеру, в течение 24 часов.
По данным агентства по статистике, всего в республике зарегистрировано 5 333 акционерных обществ, из них имеют уставный капитал менее 41 млн. тенге 92,1 процента. Причем большинство акционерных обществ, имеющих значительные размеры уставного капитала, относятся либо к финансовым институтам, либо к национальным государственным компаниям. Таким образом, круг потенциальных эмитентов, имеющих право на размещение акций на рынке ценных бумаг, сузится. В свою очередь, остро стоящая для материального производства проблема привлечения инвестиций обострится еще больше.
Предприятия, которые не имеют 41 150 000 тенге (50 тыс. МРП), должны будут трансформироваться в другие формы, в те же ТОО, ЧП и пр., что сузит им правовые рамки. Акционерное движение изначально создавалось для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. АО теперь станет привилегией богатых компаний, особенно не нуждающихся привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Это, скорее всего, станет напоминать о членстве в престижном клубе, например, где играют в гольф, делают массаж и доставляют пр. маленькие радости.
Столь масштабная реорганизация может привести к массовому превращению акционерных обществ в товарищества, вызовет ряд трудно преодолимых препятствий, прежде всего административного характера. Во-первых, учредительный договор должен быть подписан всеми его участниками - нынешними акционерами и нотариально заверен. ОАО в среднем насчитывают до 2-3 тысяч акционеров, что самое интересное, многие из которых проживают за пределами республики. Во-вторых, в случае принятия решения о сохранении юридическим лицом статуса АО могут быть серьезно затронуты интересы мелких акционеров. Основная часть акционерных обществ в Казахстане была образована в ходе приватизации, значительная часть акционеров формировалась из членов трудового коллектива.
Поэтому при предполагаемом увеличении капитала эта группа акционеров, скорее всего, потеряет возможность сделать дополнительные взносы по финансовым причинам, в результате чего их доля в уставном капитале сократится. А это, в свою очередь, может вызвать и социальные волнения. В случае превращения АО в товарищество будут ущемлены интересы владельцев привилегированных акций, которые сейчас имеют право на гарантированное получение дивидендов.
Отличительной чертой казахстанских АО является отсутствие выпуска эмиссии ценных бумаг. Несмотря на то, что органами юстиции в Казахстане зарегистрировано около пяти тысяч акционерных обществ, только три тысячи из них проводят эмиссию акций. Несоответствие акционерных обществ международным стандартам не позволяет им вкладывать деньги в выпуск акций, выходить на фондовый рынок.
За это даже предусмотрен соответствующий штраф. Однако штрафные санкции не привели к развитию фондового рынка. Теперь субъекты реального сектора экономики неминуемо столкнуться с правительственным ограничением, больше напоминающим прокрустово ложе. Это когда отрезают все то, что не умещается в определенные рамки.
Основное обвинение, которое предъявляют национальному банку некоторые предприниматели, юристы, экономисты заключается в том, что он хочет надеть на реальный сектор экономики ту же самую "рубашку", которую одевает на банковский сектор - финансовый сектор. Но эта попытка практически не осуществима, а стремление ее реализовать не принесет пользы материальному производству.
В Казахстане с середины 90-х годов начал функционировать рынок ценных бумаг, регулированием которого занималась до недавнего времени независимая Национальная комиссия по ценным бумагам. Основную часть обращающихся на фондовом рынке ценных бумаг составляют государственные, первичным продавцом которых выступает Министерство финансов. Рынок ценных бумаг и его регулирование - специфическая сфера деятельности, которой во всем мире занимаются независимые от главного банка страны организации. Передача этих функций НБ РК оказывает негативное воздействие на еще не окрепший национальный фондовый рынок.
В ответ на это, заместитель председателя Нацбанка Болат Жамишев ответил буквально следующее. Наверное, это самый несостоятельный довод оппонентов, поскольку новый Закон РК "Об АО" разрабатывался именно с учетом правоприменительной практики действовавшего до сих пор Закона "Об АО" от 10 июня 1998 года. И существенно то, что в новом законе определены принципы корпоративного управления, способы защиты прав и интересов акционеров.
Он исключает разделение акционерных обществ на типы (закрытое и открытое) и способы размещения (закрытый, частный, открытый). Это обеспечивает обращение акций всех акционерных обществ на вторичном рынке ценных бумаг. Ранее действовавший порядок ограничивал права акционеров по распоряжению принадлежащими им акциями. В принятом законе понятие "номинальная стоимость акций" сохранено только при размещении акций среди учредителей. В дальнейшем акции реализуются по цене размещения, то есть по их рыночной стоимости. Тем самым, определяя эффективность работы акционерного общества.
Иного мнения придерживается Анатолий Попелюшко, член Совета предпринимателей при президенте РК, а также глава сладкой фабрики "Рахат". В соответствии с действующим законодательством, при реорганизации кредиторы имеют право одновременно предъявить требования по погашению юридическим лицом имеющихся задолженностей. Акционеры также могут потребовать выкупа принадлежащих им акций по рыночной цене. Для этого юридическое лицо должно будет произвести оценку своих активов. Проведение переоценки на основе заключения независимого внешнего аудитора потребует определенных финансовых затрат.
В случае превышения переоцененной стоимости активов над их балансовой стоимостью сумма превышения подлежит обложению подоходным налогом. Необходимость одномоментного исполнения значительного объема финансовых обязательств может привести к банкротству юридического лица, сегодня способного нормально функционировать.
Не менее важным представляется решение концептуальных вопросов о нормах, определяющих статус крупного акционера. Согласно Закону, крупным считается акционер, владеющий в народном АО 5 процентами, а в открытом АО - 10 процентами голосующих акций общества. Поскольку это понятие определяет круг лиц, которые с большей степенью вероятности могут оказывать какое-либо влияние на решения органов управления АО, величина принадлежащих им акций в относительном выражении (например, в процентах к уставному капиталу) должна быть паритетной. Ведь законопроект не делает разграничения по квалифицированному или простому большинству голосов для открытых и народных обществ. Подобный подход следует распространить и на понятие крупных сделок по статье 68 Закона.
Если руководствоваться логикой разработчиков, что необходимость утверждения крупных сделок органами управления вызвана созданием определенного финансового риска для общества, и этот порог определяется величиной в двадцать пять процентов стоимости активов общества. Однако степень финансовой устойчивости определяется в относительных величинах (коэффициентах), и, следовательно, для народных акционерных обществ финансовый риск должен определяться так же, как и для обычных акционерных обществ, в пределах тех же 25 процентов.
Закон устанавливает порядок, когда акции народного общества могут размещаться только на организованном рынке ценных бумаг, т. е. через биржу. В результате акционеры, имеющие преимущественные права на приобретение акций, не смогут выкупить их у общества, а должны будут обращаться на биржу и оплачивать, помимо цены акций, еще и биржевые расходы.
Если принудительное присвоение статуса народного общества преследует цель защиты прав интересов значительных по численности групп акционеров, то присвоение этого статуса должно определяться не только размерами собственного капитала, но и числом акционеров, превышающим, к примеру, тысячу или две. Иначе может получиться парадоксальная ситуация, когда акционерное общество, имеющее двух или одного учредителя, получит статус народного общества только на том основании, что оно имеет высокую величину собственного капитала. А акционерное общество, насчитывающее несколько тысяч акционеров, но не имеющее большого собственного капитала, такого статуса не получит.
Данное положение было усовершенствовано в период обсуждения законопроекта в парламенте. Сегодня в понятие "народное общество" включили условие, соответствующее числу акционеров, которое превышает 500 акционеров.
Относительно нового порядка движения доходов от ценных бумаг Елена Бахмутова, директор Департамента финансового надзора Нацбанка РК, на одном из круглых столов, организованных Конфедерацией работодателей, посвященных обсуждению нового Закона, вкратце рассказала следующее. В целях упорядочения и упрощения процедуры выплаты дивидендов и повышения платежной дисциплины акционерных обществ, Закон устанавливает для акционерных обществ возможность использования услуг платежного агента для выплаты дивидендов (вознаграждения по облигациям). Предполагается, что в качестве платежного агента будут выступать банки второго уровня и организации, обладающие лицензией Национального Банка на осуществление расчетно-кассовых операций. Введение данного института позволит акционерам и держателям облигаций уменьшить риски, возникающие при получении доходов по ценным бумагам, которые в настоящее время присутствуют на рынке.
Исключается возможность ведения реестра держателей акций самим акционерным обществом, выпустившим эти акции. Самостоятельное ведение реестра акционерными обществами, как показала практика, влечет большое количество злоупотреблений при ведении реестра держателей ценных бумаг.
Помимо указанного, Закон предусматривает совершенствование процедуры государственной регистрации выпуска акций и сокращение документооборота в процессе такой регистрации. Выпуск объявленных акций общества будет подлежать государственной регистрации в течение месяца с момента государственной регистрации общества в качестве хозяйствующего субъекта. Последующее обращение в целях государственной регистрации объявленных акций возможно только после размещения ранее зарегистрированных акций. Отсутствие сроков размещения акций позволит менеджерам акционерного общества осуществлять размещение акций в соответствии с потребностями общества в дополнительных инвестициях с учетом перспектив его развития.
В целом Закон должен будет привести к высокой степени прозрачности финансово-хозяйственной деятельности общества путем публикации сведений о деятельности общества в печатном издании и представления акционерам информации о его деятельности, затрагивающей имущественные права акционеров. Будет углублена детализация норм корпоративного управления при помощи проведения общих собраний акционеров в акционерных обществах с большим количеством акционеров, включая инвестиционные приватизационные фонды, которые будут принимать решения об их оформлении, установлении ответственности каждого органа общества перед акционерами.
Будет изменено понятие квалифицированного большинства, необходимого при принятии решения по основным вопросам деятельности общества, в старом Законе - в размере 2/3 от общего количества выпущенных акций, в новом Законе - 3/4 от общего количества голосующих акций акционерного общества;
Сократиться минимально требуемое число независимых директоров в народном акционерном обществе с пятидесяти до тридцати процентов от общего числа членов совета директоров общества, учитывая практический опыт при формировании состава совета директоров в процессе деятельности данных обществ. Регламентируются особенности управления обществом с участием государства в уставном капитале.
Реформация акционерного законодательства кроме всего прочего напоминает сказание о навязанном счастье. Одни, которые предлагают это счастье другим, говорят, насколько это хорошо. Те, кому предлагают это счастье, сопротивляются и возмущаются. Вероятно, это может действительно оказаться счастьем, только в этом еще не успели убедиться. Процесс осознания произойдет через пару лет. Сегодня строятся только прогнозы.