Закон – хорошая "отмазка"?

Доходная часть областного бюджета в нынешнем году составила 109,6 миллиарда тенге – это больше прошлогодних цифр на 10 миллиардов тенге. Причем казна области в основном пополнится за счет увеличения трансфертов и субвенций из республиканского бюджета. Расходная часть – 108,9 миллиарда тенге.

Словом, регион по-прежнему остается дотационным. По итогам 2010 года промышленными предприятиями, коих в области всего 63 (и пять из них не действуют!), было произведено продукции на 124,7 миллиарда тенге – весьма немного в сравнении с показателями других регионов страны. Что касается субъектов малого и среднего бизнеса (куда входят и крестьянские хозяйства, и индивидуальные предприниматели), то в 2010 году объем произведенной ими продукции составил 167,3 миллиарда тенге. Тоже негусто.

При такой картине пополнение бюджета за счет налогов видится принципиально важным участком работы. Увы, у налоговиков наметились проблемы. Так, по данным областного налогового департамента, на сегодняшний день в области сложилась недоимка в 2,4 миллиарда тенге. Цифра просто гигантская!

Надо сказать, такая неблаговидная картина выявилась еще в середине прошлого года. Недоимка по платежам в бюджет выросла в несколько раз за короткий промежуток времени. Если в начале 2010 года юридические лица должны были 1,2 миллиарда тенге, то в июне эта цифра уже составляла 4,1 миллиарда тенге.

Ситуация с недоимками стала предметом обсуждения на уровне госчиновников и СМИ, и сотрудники налоговых органов принялись исправлять ситуацию. Да так рьяно, что за месяц недоимку сократили до 1,62 миллиарда тенге. При этом налоговики принялись работать, что называется, по всем фронтам, собирая долги по налогам и с населения.

Но на сегодняшний день недоимка снова выросла – до 2,4 миллиарда тенге. Налоговый департамент утверждает, что задолженность образовалась за счет деятельности компаний-однодневок. Зачастую ТОО регистрируются в Таразе, “отрабатывают” тендеры и, освоив деньги, просто растворяются. А когда их начинают проверять, то руководителей и след простыл. Так, в адрес одной строительной компании, имевшей многомиллионную задолженность, предъявили претензии, а там директором оказался… простой сварщик. Налоговики озадачились: как взыскать с него крупную сумму?

Вот тут-то и возникают обывательские вопросы. Например: неужели нельзя найти через правоохранительные органы настоящих владельцев фирм, ведь кто-то руководил тем же сварщиком-директором? Это же не детский сад, а серьезная ответственность перед государством! В Жамбылской области за малейшую провинность всегда беспощадно штрафовали начинающих предпринимателей, которые по неопытности совершали какие-то нарушения. А тут, когда речь идет о миллиардных суммах, все только руками разводят, расписываясь в своей беспомощности!

Вопросы возникают и в адрес чиновников: почему тендеры выигрывают подчас фирмы с “нулевой репутацией”? Ведь и ежу понятно, что если компания зарегистрировалась недавно, а во главе ее стоит никому не известный Петров или Сидоров, то она, скорее всего, может быть “однодневной”, “подставной” или “мертворожденной”! Неблагонадежной, одним словом. Так почему именно они и побеждают в конкурсах, несмотря на то что порой не соответствуют квалификационным требованиям? (“Слаб. Грешен”, “Караван”, № 5 от 4 февраля 2011 г.).

Впрочем, предвижу возражения председателей и членов тендерных комиссий: мол, что мы сделаем, если по закону предпочтение нужно отдавать тому, кто предложит самую низкую цену? Что ж, очень хорошая и удобная “отмазка”. И чиновникам хорошо, и лжепредпринимателям вольготно. Вот только при таком подходе к делу недоимки по-прежнему увеличиваются, промышленность развивается с трудом, а республика вынуждена увеличивать для региона трансферты и субвенции...

Жамбылская область