Закон - что дышло?

Казалось бы - что за проблема? Привел в порядок свое отопительное оборудование, проверил его, сделал все необходимые профилактические и технические мероприятия - и живи в свое удовольствие. Однако не все так просто, как кажется. Бюрократическому аппарату власти тоже нужно жить, а значит - доказывать полезность своего существования для общества. Легче всего это сделать, изобретая новые правила и инструкции, которыми бизнесмены обязаны следовать.
Например - автономные отопительные приборы. Пару лет назад в Алматы, где бурно шел процесс возникновения и становления новых частных предприятий, возникли некоторые проблемы с отоплением. Мощностей городских теплокоммуникационных служб не хватало на всех. В этой ситуации акимат обратился к предпринимателям с призывом устанавливать автономные системы отопления, выручая тем самым и себя, и город. И вот такие приборы были установлены на многих предприятиях, в соответствии с проектом, сертифицированы и сданы в эксплуатацию до 2000 года. Причем предприниматели сделали это за свой счет, при полном согласии соответствующих государственных структур. Проблема, таким образом, была решена.
Однако, как только прошло немного времени, и городские коммунальные службы "встали на ноги", неожиданно для бизнесменов выходит решение акима города об ограничении использования автономных отопительных приборов и перевода их на центральное отопление.
Как, почему? В акимате его простодушно объяснили тем, что автономные печи и бойлеры, дескать, портят окружающую среду. И если хочешь по-прежнему использовать свои отопительные приборы - получи дополнительное разрешение. То есть - опять месяцы проверок, согласований, опять потери времени и - что важно - денег.
За непослушных взялось городское управление экологии. Оно начало выписывать направо и налево грозные предписания и штрафы тем, кто продолжает использовать автономные отопительные приборы без дополнительной бумаги с печатью.
Разрешение на использование отопительных приборов выдает отдел энергокомплекса акимата Алматы. Но тут есть нюанс.
В свою очередь, экологи требуют предоставления справки от монополистов, таких как Алматытеплокоммунэнерго, о невозможности проведения центрального отопления к субъектам предпринимательства, находящихся на территории города. Но термин "невозможность" здесь нужно понимать в особом смысле. Дело в том, что никакой монополист, за чужие, естественно, деньги, не откажется проводить центральное отопление, если он может получить при этом прибыль. А так как предполагается, что эти дополнительные коммуникации предприниматель должен оплачивать из своего кармана, то конечно - для коммунальщиков нет ничего невозможного! Только плати - и до Кок-Тюбе тебе трубу протянем! Естественно, никакой монополист такой справки не даст, а наоборот, пользуясь монопольным правом, будет навязывать предпринимателям свои постылые услуги.
Кстати говоря, за эти годы многие предприниматели убедились на своем опыте, что автономное отопление - это и удобно, и качественно, и экономически гораздо выгоднее, чем подключение к общегородской сети. Однако их мнение не учитывается, а идет прямой диктат: подключайся - и все, иначе замучаем штрафами…
Причины всего этого лежат на поверхности. Немалые деньги начали уходить мимо карманов монополистов. И это их обеспокоило. И есть нормальные, цивилизованные и справедливые способы разрешения этой конфликтной ситуации. Устанавливая отопление, предприниматели получали на это все законные документы, и все делали за свой счет. Если монополисты и акимат города хотят увеличить число потребителей, то пусть теперь проведут коммуникации за свой счет, подключат отопление. И предприниматели - что делать - готовы стать потребителями.
Но ведь этого не происходит! Эту проблему, как и многие другие, чиновники стараются опять решить за счет бизнесменов. Получается так: когда было холодно в городе, были проблемы - просили установить отопление за свой счет. Ситуация изменилась - и все договоренности, все прежние решения летят в мусорную корзину. И опять предприниматели должны платить…
Если рассматривать эту проблему с юридической точки зрения, особенно для тех предпринимателей, которые законно приобрели и установили автономные отопительные приборы, соответствующие мировым стандартам, то ситуация просто ни в какие ворота не лезет. Есть незыблемый юридический принцип: закон обратной силы не имеет. И если власть хочет изменить эту ситуацию - надо находить компромисс с предпринимателями, искать взаимоприемлемые для всех выходы из трудного положения, а не грубо диктовать свои условия. В данном случае городские службы, совместно с монополистами, явно злоупотребляют своим положением, ссылаясь на новое решение акимата. Если власть стремится изменить "правила игры", то она должна нести свою долю финансовых затрат, необходимых для этого, возмещать предпринимателям их немалые расходы. Хорошая автономная система отопления для здания средних размеров, импортного производства, стоит от 3 до 10 -12 тысяч долларов США. И что же, теперь бизнесмен должен списывать эти затраты на свои убытки?
Но и это еще не все. В соответствии с законом все нормативные правовые акты местных органов власти по вопросам предпринимательства должны пройти экспертизу и регистрацию в Министерстве юстиции или его территориальных подразделениях.
Решение же акимата по этому вопросу, оказывается, такой регистрации не прошло. Поэтому Департамент охраны окружающей среды акимата, штрафуя предпринимателей, сам нарушает закон. Вот здесь бы включиться в дело беспристрастной Фемиде, в лице прокуратуры! Ведь предмет спора лежит на поверхности и любой беспристрастный суд признает, что налагать штрафы за действия, абсолютно соответствующие законам, действовавшим на момент их свершения - нонсенс. Но служители Фемиды "скромно" помалкивают…
Фото с сайта apcalmaty.kz