Учреждение ОВ-156/15 – колония строгого режима. Здесь отбывают наказание рецидивисты и те, кто совершил особо тяжкие преступления. Тем не менее, даже находясь за колючей проволокой, можно стать бизнесменом – зарабатывать самому и создавать рабочие места для товарищей по несчастью. Как говорят в исправительном учреждении, трудоустройство осужденных – очень важная проблема, ведь практически каждый из отбывающих наказание обязан погашать судебные иски. И закон разрешает осужденным открывать собственное дело.
Работа для расплаты с долгом
Сегодня во всех колониях работают специальные государственные предприятия для обеспечения трудовой деятельности осужденных. В учреждении ОВ-156/15 это швейные и деревообрабатывающие цеха, налажено производство тротуарной плитки и брусчатки, строительных блоков, металлических ящиков для электрических счетчиков, пластиковых окон и дверей.
– Любой трудоспособный осужденный, независимо от статьи и тяжести совершенного преступления, может работать, за исключением инвалидов 1–2-й группы, пенсионеров и лиц, отбывающих наказание в условиях строгого содержания, – пояснил начальник отдела организации труда и обслуживания исправительного учреждения майор юстиции Ильдар АЛПЫСОВ. – На сегодняшний день у нас содержится 805 человек, из которых 455 являются трудоспособными. Трудоустроено 439 осужденных. Колония строгого режима. "Сидеть здесь можно, но лучше жить дома…"
Разработана даже специальная программа по обеспечению работой заключенных, которая так и называется “Занятость колонии – 2017”.
– Перед нами поставлена задача полного привлечения трудоспособных, чтобы они могли погашать гражданские и судебные иски. Да и тем, кто не имеет долгов, необходимо помогать своим семьям. Для этого мы создаем различные производства, на которых работают осужденные. Помимо уже существующих в ближайшее время планируем наладить производство светодиодных ламп, железобетонных изделий и металлообрабатывающий цех, – пояснил исполняющий обязанности директора РГП “Енбек-Семей” Кутжан ИСМАГУЛОВ.
Половина заработной платы идет на погашение долгов по исполнительным листам, а вторая половина – на личные нужды. Осужденный может купить в специальном магазине на территории колонии белье, чай или сигареты.
Зарплата – сдельная и зависит от объемов выпущенной продукции.
Да вот беда – объемы эти, как правило, невелики. Причина характерна для экономики в целом – проблемы со сбытом продукции. И хотя цена изделий, выпущенных в учреждении ОВ-156/15, ниже рыночной, большую часть времени осужденные работают, что называется, на склад. В итоге сегодня средняя заработная плата в колонии составляет 24 тысячи тенге в месяц.
Деревянные доллары
Для решения этой проблемы законом прописаны механизмы открытия бизнеса на территории исправительных учреждений. Открыть здесь собственное дело может любой предприниматель. Сегодня на территории учреждения ОВ-156/15 работает 7 частных предприятий. Как выяснилось, такая неожиданная локация бизнеса имеет множество преимуществ. Во-первых, охрана, какая порой не снится даже промышленным гигантам. Во-вторых, множество пустующих площадей, снабженных всеми необходимыми инженерными сетями – электроэнергией, водой, отоплением. И, в принципе, здесь легко разместится не один завод. Причем аренда за помещения не платится, а прогулов на рабочем месте, как легко догадаться, не бывает.
Что касается опасений в отношении специфического персонала, то заключенные боятся потерять работу: каждое правонарушение лишает права трудиться, а значит, ведет к отсутствию денег. Да и без присмотра сотрудников исправительного учреждения осужденные не остаются.
– В настоящее время на этих 7 предприятиях иной формы собственности трудоустроено 94 человека, – уточнил Ильдар Алпысов.
К примеру, на территории колонии работает частная СТО. Правда, клиентам для посещения станции приходится каждый раз получать пропуск и проходить досмотр, но, как это часто бывает в местах лишения свободы, здесь всегда есть мастера с золотыми руками. Поэтому “костоправы” успешно занимаются кузовными работами и покраской автомобилей. В другом ИП производят школьную мебель, еще один предприниматель открыл швейный цех по производству спецодежды, а также работает столярный цех, в котором осужденные создают… деревянные доллары. Нет, это не акция по подрыву американской экономики.
Осужденные с творческой жилкой выпиливают на метровых деревянных пластинах изображения долларовых и рублевых купюр, в итоге получаются нестандартные сувениры. Владелец мастерской установил современный фрезерный станок, который позволяет вырезать на дереве тончайшие линии разных форм.
В колонии подчеркивают, что осужденные могут получить определенные рабочие профессии, которые могут быть необходимы предприятиям, работающим на территории исправительного учреждения. Администрация исправительного учреждения подбирает кадры для конкретного производства.
“Колониальные” гуси
Два из семи частных предприятий открыты заключенными.
– Регистрация ИП разрешена осужденным по закону. Для юридической регистрации определяется доверенное лицо, которое занимается необходимыми процедурами, – рассказал начальник отдела организации труда и обслуживания учреждения ОВ-156/15. – Это мини-птицефабрика и цех металлоконструкций. Первая поражает своей неожиданной пасторалью – посреди колонии строгого режима мирно пасутся четыре сотни гусей, разве что вместо умильной пастушки корм птицам разносят заключенные в черной униформе. Птицеферма реализует как мясо, так и яйцо и цыплят. Сейчас здесь решили увеличить поголовье, поэтому продажи приостановили. Персонал – 11 осужденных.
Для предприятия в доверительное управление выделен участок под открытым небом и помещения для зимнего содержания птиц и инкубатора. Здания предоставлены совершенно бесплатно.
– Я был удивлен этим почти асфальтовым методом выращивания гусей. Но ведь это работает! – поразился увиденной птицеферме аким Семея Ермак САЛИМОВ. – И я думаю, нужно активнее привлекать бизнес в такие учреждения. Здесь есть конкурентные преимущества – много трудовой силы, что позволяет организовывать работу даже в три смены, есть определенный законом алгоритм, который позволяет получить пустующие помещения. И мы наверняка будем продвигать условия для бизнеса на территории этого учреждения. Но самое главное – социализация людей, которые отбывают наказание здесь.
Семей