Курс на формирование атмосферы нулевой терпимости к любым коррупционным проявлениям в АО «НК «ҚТЖ» взяли в прошлом году. Мера эта была вынужденная, так как, не смотря на принимаемые меры, национальному перевозчику не удавалось окончательно справиться ни с перекупщиками билетов, ни с "зайцами" в вагонах, приносящими ощутимые финансовые и репутационные убытки компании. Безбилетников покрывали и проводники, и даже проверяющие - сказывался человеческий фактор, пишет Caravan.kz
В 2019 году ревизорскую службу вывели из состава АО «Пассажирские перевозки», а в центральном аппарате головной компании создали независимую мобильную мониторинговую группу, подотчетную департаменту корпоративной безопасности АО «НК «ҚТЖ». Штат при этом полностью обновили, разорвав таким образом прежние связи сотрудников и лишив их возможности покрывать друг друга. В конце года АО «НК «ҚТЖ» познакомило журналистов с работой проверяющих на маршруте «Нур-Султан-Уральск-Актобе –Кызылорда».
– Ежедневно мобильные мониторинговые группы осуществляют осмотры поездов АО "Пассажирское перевозки" и "Пригородные перевозки" по всему Казахстану. В среднем в сутки контролю подвергаются 30-40 поездов. За ноябрь осмотрен 371 пассажирский поезд - выявлено 5 безбилетников и около 1300 килограммов неоформленного багажа,– рассказал главный менеджер по инспекционной работе АО "НК ТЖ" Асылхан Омерсерик..
А чтобы полностью отбить у поездных бригад желание возить пассажиров "мимо кассы", им ужесточили наказание. Если раньше за безбилетный провоз пассажиров проводникам объявляли выговор, то теперь сразу увольняют. В прошлом году попались на "зайцах" и лишились работы более 100 человек. Теперь сотрудники тщательно взвешивают риски.
Наличие в поезде незадокументированного багажа в АО "НК ҚТЖ" тоже относят к коррупционным правонарушениям. Вес ручной клади в обычных поездах не должен превышать 35 кг, а в вагонах "Тулпар-Тальго" – 25 кг. При этом габариты не должны превышать 150 см. Багаж, не соответствующий этим требованиям, пассажиры обязаны оформить заранее, а перевозить его нужно в специальном багажном вагоне.
Чтобы пресекать спекуляции на перепродаже железнодорожных билетов, в компании усовершенствовали систему электронной продажи, что минимизировало создание искусственного дефицита.
- Нововведениями предусмотрены функционалы блокировки «ловли» мест и листа ожидания. Последняя опция - лист ожидания - при отсутствии мест в системе продажи билетов дает возможность гражданам встать на электронную очередь. Как только появляется свободное место, информация о необходимости выкупа мест поступает в личный кабинет клиента и на его электронную почту. У клиента - 2 часа на оплату. В случае отсутствия оплаты в течение указанного времени, заявка автоматически аннулируется, и место передается следующему в очереди клиенту, - пояснили в АО "НК ҚТЖ" .
АО «Пассажирские перевозки» установило новые стандарты санитарно-технического состояния вагонов. Постельное белье, подушки и одеяла в вагонах поменяли на новые и более качественные, ватные матрасы заменили на водонепроницаемые и огнезащитные. Разработали новые требования к проведению уборки.
- В условиях коронавирусной инфекции обязанности, возлагаемые на поездные бригады, увеличились. Помимо проверки на отсутствие нарушений правил перевозки участились проверки поездов на соблюдение санитарно-гигиенических норм. Но у нас бригада дружная, работаем на совесть. В нашем поезде полный порядок, соблюдаются все требования. Влажная уборка в вагонах проводится регулярно, как положено. Все необходимые дезинфицирующее средства выдаются. Все проводники прошли курсы оказания первой медицинской помощи на случай Сovid-19. Тьфу-тьфу, пока применять эти знания не пришлось, – рассказывает начальник поезда №614 Алмас Мырзагулулы.
В компании называют это новыми стандартами безопасности и комфорта, а пассажиры - заботой о клиентах. Чистые вагоны, вежливые проводники и возможность купить посадочный билет без переплаты - показатели эффективности новых методов работы компании.