Заграница нам поможет

Одними из основных целей проекта являются выявление/снижение административных барьеров, препятствующих становлению бизнеса и поддержка активного участия общественности в процессе выработки предложений по развитию малого и среднего бизнеса.
Как пояснил директор проекта BEI по Казахстану Сергей Пизиков, данный проект стартовал в октябре 2006 года в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и является логическим продолжением ранее действовавшего в Среднеазиатском регионе на протяжении пяти лет первоначального проекта USAID по развитию торговли и инвестиций.
Сергей Пизиков отметил, что предыдущий проект по развитию торговли и инвестиций был реализован в Казахстане весьма успешно.
В частности, именно в результате рекомендаций USAID, предоставленных в правительство РК на основе предыдущего проекта по развитию торговли и инвестиций, в новом законе о лицензировании было значительно сокращено количество подвидов деятельности, подлежащих лицензированию. Под сокращение было отнесено более 300 подвидов деятельности.
В Казахстане проект USAID опирается на трех ключевых партнеров - 1) госструктуры, курирующие вопросы малого и среднего бизнеса, 2) общественные организации и НПО, являющиеся реализаторами проекта на местах, а также непосредственно на 3) объекты малого и среднего бизнеса.
В ЮКО реализатором проекта BEI является бизнес-инкубатор СодБи. В феврале с.г. между администратором проекта USAID BEI и руководством бизнес-инкубатора было подписано официальное соглашение о реализации проекта в Южно-Казахстанской области.
Пизиков сообщил, что выбор в качестве партнера СодБи был сделан не случайно: опыт совместной эффективной работы с южно-казахстанским бизнес-инкубатором уже был получен в процессе результативной реализации предыдущего проекта USAID по развитию торговли и инвестиций.
Директор СодБи также отметила, что в планах у бизнес-инкубатора значительно расширить регион реализации проекта, охватив кроме ЮКО также Жамбыльскую и Кзылординскую области.
Проект будет работать по сокращению барьеров в следующих направлениях:
- лицензирование и разрешительная система;
- контрольно-надзорные проверки;
- получение земельного участка и разрешения на строительство и переоборудование недвижимости;
- процедуры регистрации и закрытия бизнеса;
- процедуры и практика государственных закупок товаров и услуг, проводимых для малого и среднего бизнеса;
- налоговая политика и налоговое администрирование;
- импорт и экспорт товаров и услуг, а также транзит товаров;
- нормативные акты, регулирующие вопросы защиты здоровья, безопасности, охраны окружающей среды.

- Когда предприниматель начинает заниматься бизнесом, особенно на стадии становления, он вступает в массу разнообразных административных отношений с государственными органами, - пояснил Сергей Пизиков. - Регистрация, проверки, разрешения, сертификация и прочее. Эти, так называемые организационно-административные процессы неизбежны, и, по большому счету, необходимы, так как разумный контроль и вмешательство государственных структур в частный бизнес, по идее, должны обеспечить порядок и законность деятельности коммерческих структур. Однако наряду с положительным влиянием адмсистемы она же служит постоянным источником всевозможных барьеров.
Исходя из уже имеющегося опыта, С. Пизиков отметил что препоны сводятся к трем основным характеристикам - долговременности, затянутости в решении тех или иных вопросов, необоснованной дороговизне либо лишних тратах на решение оргмоментов, и, главное, полной закрытости и непрозрачности для представителей бизнеса действий госструктур, когда бизнесмен не знает на какой стадии находится решение его вопросов, а также не имеет информации о последующих необходимых процедурах.
Эти три основных момента порождают массу разнообразных практических проблем. Сергей Пизиков отметил, что в проект USAID не входит задача решать персональные проблемы или вопросы каждого бизнесмена, но ставится цель провести как можно более обширный мониторинг всех возникающих у бизнесменов трудностей.
А затем будет организована аналитическая работа, чтобы выделить наиболее типичные либо принципиальные проблемы казахстанского бизнеса и выработать на основе них предложения и рекомендации для законодательных органов государства.
Таким образом, с точки зрения USAID, проект по улучшению бизнес-среды имеет стратегическую направленность.
В то же время непосредственный реализатор проекта в Южном Казахстане - бизнес-инкубатор СодБи, сообщил, что намерен осуществлять и тактическую часть проекта. А именно: предоставлять конкретную юридическую помощь и другие организационно-консультативные услуги представителям предпринимательства по тем или иным проблемам, связанным с бизнесом.
В целом бизнес-инкубатор СодБИ создан именно для оказания конкретной помощи в становлении малого и среднего бизнеса, и в рамках проекта BEI эти задачи также будут осуществляться, - сообщила директор СодБи.
Проект USAID по улучшению бизнес-среды рассчитан на 4-летний период. С 1992 года через программы USAID налогоплательщики США предоставили Казахстану более 500 млн. долларов на развитие экономики, системы здравоохранения и демократических институтов.