Археолог Мангистауского музея-заповедника Андрей Астафьев по этому поводу пошутил: дескать, древние люди так же, как и наши современники, пили бузу, потом бузили и посуду били.
На самом деле все объясняется проще. Мангистау – это природный консервант археологических объектов. Климат сухой, грунт песчаный, а здания возводились в основном из крепкого железистого ракушечника, который не гниет, не разлагается.
В минувшем году решено было создать археологическую карту района Форт-Шевченко. Результат исследований превзошел все ожидания! Оказалось, на территории города и прилегающих к нему поселков 70 памятников старины, хронологический срез которых – от эпохи неолита до XIX столетия нашей эры. А за летний сезон-2008 археологи сделали два открытия, которые важны не только в аспекте истории Мангистау – раскопали городище времен Золотой Орды и обнаружили руины города домонгольского периода.
Кетиккала – город многих народов
О том, что в местности Кетиккала было обнаружено древнее становище, археолог Андрей Астафьев знал давно. Еще в восьмидесятых годах здесь работал советский археолог Галкин. “Он предполагал, что изучал остатки караван-сарая. Но мы не знали, где именно он копал. Вся информация была утрачена. И нам нужно было уточнить границу поселения”,– рассказывает Андрей Астафьев.
Помог старый снимок, сделанный с самолета еще в 30-х годах прошлого века: на нем на окраине Форт-Шевченко хорошо видны остатки присыпанного землей большого здания с маленькими окнами. Место, где следовало искать, оказалось городской свалкой. Под грудой строительного мусора и обнаружилось поселение.
Археологи и сами не ожидали таких результатов. Предполагалось, что поселение занимает площадь не более 4 гектаров. Но в действительности оно больше – 15–16 гектаров. Половина памятников, к сожалению, погибла. Здесь был карьер по добыче песка.
Однако даже по тем фрагментам, которые сохранились, можно себе представить, что это был за город. Его центральная часть, где сейчас работают археологи, видимо, была административной. Найдены остатки землянок и полуземлянок. Рядом с очагом в раскопе – мукомольный жернов, и это свидетельствует о том, что местное население вело оседлый образ жизни. Об этом говорят и остатки древней бахчи.
Но есть свидетельства и того, что на окраине города ставились юрты. Население города на берегу бухты Баутино, вероятно, было многонациональным.
На дне одной из землянок – много осколков керамической посуды. Уже сегодня можно сказать, что ее привезли из Китая, Ирана, Хорезма. А вот монеты, найденные здесь, должны изучить нумизматы. Время их чеканки даст дополнительные сведения, необходимые для точной датировки городища.
Православный крестик XIV века, найденный в городище, может перевернуть представление о так называемом татаро-монгольском иге.
– Этот крестик – доказательство тому, что с Ордой торговали русские купцы, и они уже в те времена бывали на Мангышлаке. Кетиккала – явно портовый город. И, быть может, позже мы обнаружим торговые слободы разных народов, – считает Андрей Астафьев.
Работы археологам тут предстоит немало. Пока не найдены могильники, а возле такого крупного поселения они обязательно должны быть.
В бухту заходили корабли
Мангистауские археологи считают, что Кетиккала – это завершение западной ветви Великого Шелкового пути. Окончание его сухопутной части и начало трассы морской. Уровень Каспия в те годы был выше на четыре метра. И море было совсем рядом с городом. В бухту приходили суда, и далее они переправляли грузы на Волгу. И самое важное, что достоверно зафиксировано: было еще одно морское сообщение, не только традиционное – Средняя Азия и Нижнее Поволжье, но и Средняя Азия – западное побережье Каспия, то есть территория Дагестана, территория Азербайджана. На Кетиккала обнаружен горизонт, который содержит остатки посуды, произведенной в Азербайджане и Дагестане.
– Мы ее встречали и раньше, но здесь можем достоверно говорить, что эти глиняные сосуды действительно появились в XIV веке. И думаем, первые контакты, которые были между западным и восточным Прикаспием, относятся к этому периоду, – говорит Астафьев. – Так что паромная переправа, которая сегодня существует между Актау и Баку, существовала, можно сказать, уже давно.
Кургантаскала – древняя крепость
Второе открытие, которое сделали археологи на окраине Форт-Шевченко, тоже было предсказуемым.
В XIX веке на Мангышлаке обосновались русские казаки и построили в бухте Баутино так называемое Новопетровское укрепление. В 1846 году первый комендант укрепления Иванин писал, что на скалах Кургантаса до начала строительства располагалась “крепосца с башенками”. А еще там был найден одним из низших чинов клад золотых монет. Одна попала в руки Иванину, и специалисты определили, что это монета хана Джанибека.
При ближайшем изучении выяснилось, что крепость имеет площадь 15–16 гектаров и была основана в XI–XII веке, в домонгольский период.
Центральная часть была огорожена мощной крепостной стеной, ширина которой в основании достигала местами трех метров; были башни.
– Мы предполагаем, что это поселение было основано огузами, то есть кочевым населением, потому что основные находки – это большое количество лепной посуды местного изготовления, – говорит Андрей Астафьев.
Пока масштабных раскопок на Кургантаскала не велось – так что основные открытия еще впереди.
Андрей Астафьев считает, что, возможно, Кетиккала и Кургантаcкала некогда были единым городом – но это лишь предположение, которое подтвердят или опровергнут дальнейшие исследования.
А жители Форт-Шевченко теперь могут гордиться. В прошлом году они отмечали 165-летие своего маленького городка. Теперь он постарел как минимум на несколько веков. И встал в один ряд с такими древними городами, как Киев, Москва, Самарканд.
Фото предоставлены В. Мерцом
Игорь Куцай, Актау