Напомним обстоятельства чудовищного преступления, о котором рассказал “КАРАВАН” 7 августа 2020 года в материале “Вот где скрывают все следы”. Несчастную молодую женщину Айнур КАНАТКАЛИЕВУ избивал муж Али КАНКОЖИЕВ.
Он насиловал и заставлял ее заниматься проституцией.
Женщина несколько раз обращалась за помощью в полицию, и тщетно, никакой реакции. Обозлившись на то, что жена написала на него заявление, он задушил ее, беременную. Мать убитой Надежда АНТОХИНА рассказала об этом депутату Атырауского городского маслихата, юристу Салтанат РАХИМОВОЙ, когда обратилась к ней за юридической консультацией по поводу опекунства над маленькой внучкой. Только после смерти Айнур полиция задержала Али. Его признали виновным по совокупности преступлений – убийство женщины, находящейся в состоянии беременности, а также за изнасилование, совершенное за 3 месяца до убийства, и осудили на 16 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Когда депутат узнала все обстоятельства этой жуткой трагедии, она направила запрос прокурору Атырауской области Халидулле ДАУЕШОВУ. В нем она просила провести прокурорскую проверку на законность рассмотрения органами внутренних дел заявлений Айнур Канаткалиевой о совершенных против нее преступлениях и решить вопрос о привлечении сотрудников органов внутренних дел к уголовной ответственности за бездействие по службе.
В результате на скамью подсудимых села следователь капитан полиции Айторе АЛАШ. 24 июня Атырауским городским судом № 2 ее действия были переквалифицированы на менее тяжкое преступление – халатность, повлекшую по неосторожности тяжкие последствия.
И ей было назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года и лишение права работать в правоохранительных органах на 3 года. А 9 июля прокуратура Атырауской области, не согласившись с таким решением суда, внесла апелляционное ходатайство на отмену приговора по халатности и осуждения следователя Алаш за бездействие по службе. А статья Уголовного кодекса РК о бездействии по службе предусматривает реальное лишение свободы.
И что в итоге?
– 24 августа 2020 года судебная коллегия по уголовным делам Атырауского областного суда оставила без изменения приговор в отношении старшего следователя департамента полиции Атырауской области Айторе Алаш, – проинформировал пресс-секретарь Атырауского областного суда Боранбай ГАЛИЕВ.
Депутат маслихата города Атырау, юрист Салтанат Рахимова подчеркнула, что приговор законный.
– Однако Республика Казахстан Конституцией утверждает себя правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Если по Конституции высшими ценностями государства является жизнь человека, тогда невыполнение своих прямых служебных обязанностей, возложенных законом, безусловно, должно приравниваться к бездействию. Следовательно, считаю, что диспозиция статьи 370 Уголовного кодекса Республики Казахстан (бездействие) не должна предусматривать такие предпосылки, как корыстная цель, цель извлечения выгоды, – высказалась Салтанат Аскаровна. – И бездействие должно приравниваться к злостному уклонению от выполнения служебных обязанностей, когда существует обязанность действовать, вытекающая из закона или служебных полномочий, когда бездействием подвергаются опасности жизнь человека и его здоровье. Поэтому считаю, что диспозиция статьи 370 Уголовного кодекса Республики Казахстан требует пересмотра. Иначе нам не побороть полицейское бездействие.
По мнению Салтанат Рахимовой, в этом деле много темных пятен. Жертва пишет заявление в отношении своего мужа, полиция приостанавливает дело за нераскрытием.
– Как можно было приостановить очевидное дело, – возмущается Салтанат Аскаровна. – Неужели ни у кого из руководителей органов внутренних дел не возник вопрос – а почему следователь приостанавливает дело за нераскрытием, по которому преступление налицо? Понятно, что убийцы не ценят человеческую жизнь. Возникает вопрос, ценят ли ее в полиции, раз уж прекращают дела в отношении насильников? Цена бездействия полиции очень высока. Необходимо усилить ведомственный контроль за действиями следователей, дознавателей, ужесточить контроль за раскрытием преступлений. Также надо усилить прокурорский надзор за законностью следствия и дознания. Мое мнение: если прокурор региона запросит все нераскрытые и прекращенные за отсутствием состава преступления уголовные дела и изучит законность, то, может быть, нарушенные права многих потерпевших будут восстановлены. Возможно, мы узнаем еще о многих фактах бездействия полицейских.
АТЫРАУ