Задачки Средиземноморья

Удивительная картина: более дюжины малышей младших классов самостоятельно вышагивалик пассажирским креслам. Следом за ними шли серьезные на вид молодые люди – явно старшеклассники. Усевшись на свои места, они тут же достали учебники, чтобы время в полете не терять!

Ведь летели ребята на Международную олимпиаду в Анталью для школьников и студентов, организованную Академией Туризма и Международной Русской школой в Антальи. Соревноваться в интеллектуальном состязании им предстояло с ребятами из России, Украины и Турции.

НА ДРУГИХ ПОСМОТРЕТЬ И СЕБЯ ПОКАЗАТЬ

А в это время руководство Международной Русской школы в Анталье готовило сюрпризы для ее участников, разрабатывая заковыристые задания, рассчитанные на логику и отличные знания предмета.

Международная олимпиада в Русской школе проводится уже второй год при поддержке мэрии Антальи, возлагающей на нее большие надежды.

По словам ректора Академии туризма в Анталье Виктора БИККЕНЕВА, цель олимпиады в том, чтобы дети из разных стран могли свободно общаться друг с другом, иметь возможность продемонстрировать свои знания ну и заодно как можно раньше приобщиться к туризму.

– Здесь, в Анталье, они смогут набраться впечатлений и сил для нового учебного года. Конечно, самое главное – у них появятся новые друзья. Опять же – любые состязания всегда идут на пользу, потому что в образовании без духа соревнования и соперничества нельзя двигаться вперед!

О ЗАМОРСКОЙ ТЕЛУШКЕ

Перед настоящей мозговой атакой устроители олимпиады решили закалить ее участников физически, а заодно подогреть спортивный азарт. Самое первое и непростое испытание, олимпиаду по географии и туризму, решено было провести… в лесу!

Каждая команда состояла из шести человек. Им предстояло пройти несколько этапов, на каждом из которых команды обязаны были пройти практическое испытание – собрать рюкзак, чтобы в нем не "звенело", поставить палатку, пролезть под импровизированным препятствием, преодолеть "болото", ориентируясь исключительно по компасу, а также ответить на сложные логические вопросы.

Преодолевая этапы вместе с одной из команд с фотоаппаратом наперевес, в пахучем соснами анталийском лесу, я заглянула через плечо школьника и прочитала: "Какие принципы международного разделения труда отражает пословица "За морем телушка полушка, да рубль перевоз"?". Вот так вопросик! Многие, кто готовился к теоретическим вопросам с обязательными академическими выкладками и точной терминологией наверняка бы сели в лужу, но находчивость и смекалка казахстанских ребят помогли им справиться! И ребята с честью выдержали этот экзамен.

Однако пока официальные участники олимпиады бегали в лесу, их однокашники, тоже не сидели сложа руки. Для них были устроены соревнования неподалеку от пляжа, на берегу моря, во время которых пришлось немало попотеть, бегая с ведерками воды наперегонки, соревнуясь в силе и ловкости и зарабатывая очки и баллы в общую копилку победы.

В итоге первое и третье места завоевали команды школы № 38 (Астана) и школы-лицея № 1 (Астана), которая уступила второе место команде хозяев олимпиады – Русской школе в Анталье.

Забегая вперед, сообщим, что таким же образом распределились места и в общекомандном зачете по итогам всех восьми предметов олимпиады. Но до этого ребятам предстояла трудная и порой неоднозначная борьба на интеллектуальном поприще.

ДВАЖДЫ ДВА – ПЯТЬ?

Однако самое настоящее испытание ждало ребят на олимпиаде по математике. Впервые к олимпиаде были допущены младшие школьники – ученики 3–4-х классов. Но малышня справилась с этой нелегкой задачей легко. Трудность была в другом: для ребят из школы № 38 (Астана), где обучение полностью ведется на казахском языке, задания по математике могли просто оказаться непонятыми.

Глядя на то, как казахстанцы выходят из кабинетов раньше положенного времени, многие участники олимпиады заметно волновались, а мы не могли скрыть недоумения – неужели не справились? Расспросив нескольких ребят, убедились: все хорошо, задания решены, задачки поняты. Правда, большинство из них оказалось не на знание правил и навыков решения задач, а на логику.

Каково же было наше удивление, когда на следующий день оказалось, что несколько ребят из казахстанских школ получили недостаточное количество баллов. "Этого не может быть!" – возмутились наши учителя и потянулись на апелляцию вместе со своими подопечными. И, надо сказать, не зря – многим из них удалось доказать свою правоту, отсудить по несколько баллов.

В других предметных олимпиадах – по английскому, турецкому, физике, химии и биологии – особых проблем уже не возникало. Наши ребята оказались сильнейшими в знании английского, русского и турецкого языков и лучше всех знали химию: два первых места завоевали представительница казахско-турецкого лицея для одаренных девочек Жулдыз Канафина, и девятиклассник из школы № 38 Темирлан Сатыбеков.

– Наши соперники из России, Украины и Турции были очень сильными, но мы все равно победили, – радовались они.

Завуч школы №38 Женискуль Темирханкызы была уверена в своих воспитанниках:

– Эта олимпиада показала, что даже самый обычный казахстанский школьник способен показать неплохие знания. А такие международные олимпиады только укрепляют их бойцовский дух, дают уверенность в себе, умение сосредоточиться и побеждать в самых разных ситуациях. Из 116 медалей олимпиады 60 увезли с собой школьники из Казахстана – это лучшее тому подтверждение.

КОСМИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Но не только же об учебе думать в теплой Анталье на берегу ласкового моря?

И помимо соревнований в предметных олимпиадах организаторы приготовили для ребят интересную экскурсионную программу. Побывали ребята в старом городе – древнем районе Антальи, где улицы вымощены камнем, а в порту красуются яхты разных мастей. Посетили одну из турецких частных школ, которая с виду похожа на пятизвездочный отель, а по условиям обучения и проживания учащихся превосходит международные стандарты, и Археологический музей

Антальи, славящийся своими древними скульптурами эпохи времен Рима. Прокатились на яхте и посетили одно из красивейших мест Антальи – Калеичи, знаменитые водопады на реке Дюден.

Гидами выступили студенты из колледжа туризма в Анталье. Нелегкая им выпала практика, ведь нужно было успевать и следить, чтобы маленькие непоседы не разбежались, и о красотах Антальи рассказывать понятным и доступным языком – чтобы интересно было.

Айбол Рамазанов, являющийся аспирантом Академии Туризма – самой высшей ступени в туристическом образовании в Анталье, поразил многих своей эрудицией. Он, как и большинство казахстанских ребят, обучающихся в Анталье туристическому менеджменту, мечтает вернуться на родину и заняться… космическим туризмом.

– Почему именно космос? – поинтересовались мы.

– На земле много красивых мест, но, знаете, туризм отнюдь не способствует сохранению природы. Поэтому путешествовать лучше за пределами планеты. Думаю, что совсем скоро эта идея не будет казаться столь уж невыполнимой!

Жанар КАНАФИНА, фото автора. Анталья – Алматы