Зачем школам санитарные нормы и как от них зависит здоровье наших детей

В европейской стратегии “О здоровье и развитии детей и подростков”, следовать которой Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) предлагает всем, записано: “Дети – наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, как мы обеспечим их рост и развитие, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности стран…”.

– Действительно, если мы вырастим здоровое поколение, будем жить в благополучной стране, – подтверждает Сеиткарим Тастанбаев. – А во многом это зависит от школ, в которые наши дети попадают с 6 лет. В каком они состоянии, в таком будет и здоровье их воспитанников. За какой партой сидит ребенок, освещение и качество воздуха в классе, соблюдение норм питания, нормального водоснабжения, канализации, учебная нагрузка...


Фото Нэли САДЫКОВОЙ

Сейчас, по данным международных экспертов, в мире около 90 процентов детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Почти половина школьников страдает разного вида невротическими синдромами. А 30–35 процентов учащихся первых классов уже имеют хронические заболевания.

В Казахстане около 7 тысяч общеобразовательных школ, где обучается более 3 миллионов человек. Накануне 2019/2020 учебного года специалисты наших территориальных подразделений комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг при министерстве здравоохранения РК проводили плановые и внеплановые обследования готовности школ. Сейчас мы готовим свод материалов об этом. Из 346 школ страны, подлежавших капитальному ремонту, он завершен в 51 учебном заведении. Если в прошлом, 2018 году у нас было 29 аварийных школ, то сейчас их число сократилось до 27. Небольшие, но все же изменения. А где-то строятся новые.

– Что такое аварийная школа?

– Это не только состояние зданий, но и мебель в них, освещение, водоснабжение, отопление, канализация. Всё это надо приводить в порядок. Вот представьте себе, если в Восточном Казахстане зимой 40–50 градусов мороза, школа не канализована, а ребенку нужно ходить в уличный туалет. Это проблема.

– Сколько же имеют уличные туалеты?

– По данным прошлого года, около 40 процентов школ.

– Это чуть меньше половины всех учебных заведений, в которых дети ходят в грязные уличные туалеты?

– Негрязные, но уличные. Там уборкой, наверное, занимаются, но отсутствует централизованная канализация. И около 1,5 процента школ у нас с печным отоплением.

Проценты и сантиметры

– На что влияют недостатки благоустройства, отсутствие правильной школьной мебели и перегруженность классов?

– На состояние неинфекционной заболеваемости среди школьников. Наши специалисты на местах и лечебные учреждения регулярно проводят скрининговые исследования и медосмотры. В прошлом году более чем у 19 тысяч школьников был выявлен сколиоз позвоночника. Самый высокий показатель – 42 процента – среди учеников 5–9-го классов. 35 процентов – это старшеклассники и 21 процент – учащиеся начальных классов. А последствия сколиоза – это болезни внутренних органов, потому что искривление позвоночника вызывает ухудшение состояния всего организма. Так, у 85 тысяч детей обнаружены патологии органов зрения. А у 25 тысяч – патологии нервной системы.

– Между тем есть санитарные требования к школьной мебели, игровым и спортивным площадкам, – продолжает Тастанбаев. – Сейчас вот придут малыши в 1-й класс, и родители детей с нарушением слуха или зрения, поскольку школа еще не знакома с вновь поступающими первоклассниками, должны в первую очередь обращаться к учителям по поводу их особенностей. Рассадка таких детей должна производиться на передние ряды. А часто болеющих школьников рекомендуется сажать подальше от наружных стен. Подобные нюансы записаны в санитарных нормах. Иностранцы обещали помочь нам с туалетами! - депутат Ирина Смирнова

Мебель должна устанавливаться так, чтобы освещение на парты и столы падало с левой стороны.

И это изначально должно учитываться инженерами-строителями при проектировании зданий школ, а наши специалисты всегда проверяют это при экспертизе проектов. Не допускается попадание света спереди или со спины школьника. Это напрягает зрение и не дает возможности хорошо видеть записи на доске и в тетради. Есть определенные требования и к высоте парт, столов и стульев.

– Но сейчас уже нет тех удобных парт с наклоном стола, за которыми мы сидели раньше?

– Нет. Но есть нормы в приложении к санитарным правилам. Например, при росте ученика 1–1,15 метра высота крышки стола от пола должна составлять 46 сантиметров, а сиденья – 26 сантиметров. А если рост ученика- старшеклассника – 1,75 метра, высота крышки стола должна быть на расстоянии 76 сантиметров от пола, а высота сиденья стула – 46 сантиметров. Всего есть 6 категорий размеров мебели для школ. Согласно им и существует разделение на младшие, средние и старшие классы. Не может же малыш ростом в метр сидеть за партой или столом, предназначенным для взрослых.

– Однако трудно так индивидуально подобрать столы и стулья...

– Надо стараться, и руководству школы такие требования известны. Они имеются в Санитарных правилах к объектам образования, утвержденных приказом министра здравоохранения от 16 августа 2017 года за № 611.

Сегодня также благодаря программе “Денсаулық” 2016–2019 годов произошла передача школьных медпунктов в ведение городских отделов здравоохранения, то есть под контроль министерства здравоохранения.

Раньше, когда они находились в составе школы и подчинялись ее директору, он мог дать распоряжение медсестре проверять школьное питание или что-то еще в качестве дополнительной нагрузки. И получалось, что основными своими обязанностями – медосмотрами и охраной здоровья детей – школьным медработникам заниматься было некогда.

Что едим, из того и состоим

– Очень важный компонент – обеспечение учащихся горячим питанием. В Казахстане, по нашим данным, 88,8 процента школ имеют условия для приготовления горячей пищи. Часто рано утром дети уходят в школу, не поев как следует, и поэтому там должны быть столовая и горячее питание.

– Как вы относитесь к тому, что администрация столовых старается приготовить обеды по самой низкой цене?

– Как санврач и гигиенист – отрицательно! Чем ниже цена, тем хуже качество. А дети должны есть всё самое лучшее. Чтобы пища была без посторонних примесей, консервантов. Считается, что у нас почти в 77 процентах школ в питание учащихся включены фрукты, овощи и другие продукты, обогащенные витаминно-минеральным комплексом, а также молоко и молочная продукция, мед, хлебобулочные изделия, соки, напитки, йогурты.

– Но мы знаем, когда родители бьются за низкую цену на питание, дети в результате получают на обед какой-нибудь остывший рис с непонятной подливкой и чай. То есть санитарные нормы и реальность сильно различаются?

– Поэтому родительский комитет должен участвовать в общественном контроле за исполнением санитарных требований по питанию школьников. Сейчас наши специалисты каждый раз на проверки не ходят, прокуратура не позволяет. И школы как эпидзначимые объекты проверяются только два раза в год. Родители же постоянно в контакте со школой. В столовых должны вестись бракеражные журналы по оценке качества и безопасности продуктов. Например, в ежедневном рационе питания детей должны быть мясо, молоко, масло, хлеб пшеничный, сахар и овощи. А рыбу, яйца, сыр, творог и мясо птиц включают 1–2 раза в 7 дней. И обязательно должно быть разработано двухнедельное меню.

– Как родители проверят, насколько оно соответствует действительности?

– Опять же с помощью родительского комитета. Меню утверждает руководство школы и несет за него ответственность. Оно вывешивается для всеобщего обозрения. И вот говорят о пресловутых тендерах – это госзакупка для школьных объектов питания. Я считаю, этого в школах быть не должно. Детям необходимо давать все самые ценные свежие и качественные продукты. На их здоровье экономить нельзя, иначе они вырастут больными. И потом надо будет лечить и восстанавливать. А это огромные средства. В детство надо вкладывать всё самое ценное!

– Можем мы на примере детей трудных 90-х годов показать, как отразился на их здоровье прошлый тотальный дефицит?

– Такой статистики у нас нет. Тем детям, которые родились в 80-х и 90-х годах, сейчас по 25–35 лет. Это надо целую научную работу проводить, чтобы исследовать их здоровье.

Но вот что еще важно – недельная учебная нагрузка. Для учеников 0–4-го классов она должна быть 22–26 учебных часов в неделю. В старших классах может быть 39 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. В первых классах – ступенчатый режим с постепенным наращиванием учебной нагрузки. К примеру, в сентябре – 3 урока по 35 минут, с октября – по 40 минут. И для первоклашек в течение первого года обучения должны быть дополнительные недельные каникулы. Уроки не для школы: за чей счет будут исправлены ошибки в учебниках

Продолжительность школьных перемен – не менее 5 минут. Большая перемена после 2-го или 3-го урока – не менее 30 минут.

Или допускается разбивать ее на две перемены по 15 минут после 2-го и 4-го уроков. В это время в классах открывают окна для проветривания. А при пересменке перерыв должен быть не менее 40 минут, чтобы проводить в классах влажную уборку.

И о трехсменке

– Почему трехсменка в школе – это плохо?

– Ну, представьте, если у старших классов проходит 6 уроков. Потом после 13 часов идет 2-я смена, которая заканчивается в 6 часов вечера, тогда 3-я смена будет учиться до 9–10 часов ночи? А ребенок в это время должен уже спать! Особенно осенью и зимой, когда в это время уже темно. И таких школ у нас в разных регионах более 100. Есть они в Шымкенте, Нур-Султане, Акмолинской и Актюбинской областях, где население прибыло, а школы еще не построены. Вот говорят, что в столице жителей скоро будет миллион. Бизнес-центры строят, а школы не успевают. Как будто у нас все должны бизнесом заниматься. При этом о здоровье детей и качестве образования мало думают.

– Что нарушается в организме ребенка, если он учится в третью смену?

– Ребенок должен спать не менее 10 часов. До 8 часов вечера поужинать, чтобы усвоить пищу. И к 10 часам ложиться спать. Чем больше он спит, тем лучше восстанавливается и становится здоровее. А как он это сделает, если занятия заканчиваются только в 10 вечера?

– А как малыши должны вставать в 6 утра, чтобы поспеть в школу к 7.30 и начинать занятия в 8 утра? Зимой в это время еще темно, они еле-еле просыпаются…

– Поэтому в любом государстве стремятся делать односменные школы с количеством детей в классе не более 15–20 человек. У нас по санитарным правилам в младших классах допускается не более 25 учеников. А на самом деле в некоторых школах доходит до 40 детей в классе. Представляете, какая нагрузка на них и на учителей. Конечно, нужны новые школы, много высококлассных преподавателей с хорошей зарплатой. Но, как говорится, Москва не сразу строилась. И контрольно-надзорные службы должны всё отслеживать. Ведь санитарные нормы и правила существуют для благополучия граждан Казахстана и их детей, а не для санитарных служб, как полагают иные предприниматели и руководители организаций.

АЛМАТЫ