Зачем позвали?

Самая социальная программа предполагает переселение жителей отдаленных сел, в которых нет ни работы, ни условий для жизни, в более развитые населенные пункты, туда, где есть перспективы на лучшую жизнь. Но вместо перспектив вышли одни проблемы.

Прошлой осенью к жителю села Ольгино Успенского района 29-летнему Ренату БАЛТАБАЕВУ приехали представители акимата Павлодарского района и стали уговаривать переехать в свой край. Обещали дом в селе Жанакала, который он сможет выкупить через несколько лет, и постоянную работу. Ренат, в одиночку воспитывающий сына, рассказал “Каравану”, что давно мечтал прервать свою “карьеру” чабана, перебравшись ближе к Павлодару, где у его мальчика будет больше перспектив.

– Меня привлекла цена за дом – 30 тысяч долларов. Вряд ли в городе я смог бы купить жилье за такие деньги, – рассказывает Ренат. А еще он поверил обещанию властей выучить его профессии, так как с детства мечтал стать крановщиком.

Но и бросать насиженное место было непросто. Он попросил у акимата Павлодарского района время для раздумья.

– Пока я думал месяц, ко мне четыре раза приезжали из Павлодарского района. Добирались даже в степь, где я пас баранов! Говорили, что сроки поджимают, а дом может достаться другому человеку, – вспоминает Р. Балтабаев.

После раздумий мужчина решил, что поедет в село Жанакала.

“Караван” уже рассказывал, что людей в Павлодарский район перебраться убедили, но жилища, которые им предоставили, нельзя назвать новостройками. Строительный брак в каждом доме – стены не из кирпича, а из гипсокартона, жестяные крыши новоселы собирали по всему селу, потому что их срывало ветром. А еще – отсутствие электричества, туалетов и сараев, без которых в деревне никак нельзя (“Золотые домики”, № 27 от 5 июля 2013 г.).

Хуже всего, что обещанной работы Ренату не предоставили. Он прождал месяц и сам устроился скотником в местное хозяйство.

В декабре из-за жутких морозов разморозился радиатор отопления. Пришлось срезать трубу, соединив систему шлангами для циркуляции. Жить в замерзающем доме было невозможно, и мужчина был вынужден поселиться в подсобке на работе. А вскоре он вообще переехал жить в село Мичурино Павлодарского района, где под Новый год познакомился с девушкой. До сих пор живет у нее, сам нашел себе работу.

На вопрос, почему же не требовал от акимата села Жанаканала и акимата района устранить недоделки в доме, Ренат говорит, что чиновники обещали надавить на подрядчика:

– Но весной я отказался от такого жилья, потому что работу мне так и не дали, на учебу по повышению квалификации не отправили.

А месяц назад Балтабаев узнал, что центр занятости акимата Павлодарского района подал на него в суд, требуя вернуть 90 тысяч тенге, которые выделялись на переезд из Ольгино, а также восстановить радиатор.

Ренат с такой постановкой вопроса не согласился.

– Я подписал договор о проживании на один год, но не ставил подпись на акте приема передачи жилья. Акт мне должны были дать в течение 10 дней, но дом до сих пор даже на баланс в акимате не поставлен, насколько я знаю, – отмечает поднаторевший в юридических вопросах Балтабаев.

Представитель центра занятости Казбек ЖЕТПИСОВ на суде заявил, что окончить дело мировым соглашением не желает. Он полагает, что Р. Балтабаев должен вернуть перечисленные ему субсидии на переезд в сумме 88 990 тенге, а также восстановить систему отопления и оплатить аренду жилья.

Ренат в ответ подал встречный иск, потому что ни работы он не получил, ни нормального дома, а лишь мучения. Чем закончится процесс?

Павлодар