Зачем обследовать кишечник?

– Почему вы думаете, что это нужно каждому?

– Чтобы избежать ненужного риска. Раньше у нас в организациях проводили обязательные профосмотры, а сейчас люди слишком заняты зарабатыванием денег. Думают, деньги будут – все вылечат. Но не все можно купить. Вот один из основателей корпорации Apple, богатейший человек мира Стив Джобс умер от рака поджелудочной железы. Уж он-то мог себе позволить все что угодно, но вышло так, как вышло…

Но у меня есть другие примеры. Недавно из онкодиспансера выписался один из моих пациентов, которому удалили часть сигмовидной кишки из-за онкологии. Ко мне он попал, когда думал, что у него геморрой. А при колоноскопии, современном виде обследования кишечника, мы обнаружили злокачественную опухоль. Кстати, такие случаи, когда люди приходят с подозрением на геморрой, а оказывается рак, не так уж редки. И очень хорошо, что мы с ним вовремя все обнаружили на второй, еще не запущенной стадии и прооперировали. Теперь, я думаю, все будет нормально.

Интересно, что у него еще несколько братьев. И, как старший, он всем им порекомендовал пройти такие же обследования. Теперь они по очереди приходят ко мне. Слава богу, пока рака мы больше не обнаружили. Но, думаю, для них это показательный пример.

– Отчего возникает рак толстой кишки, который в наше время входит в пятерку наиболее опасных онкологических заболеваний?

– Достоверно причину возникновения рака, в частности, толстой кишки, по большому счету, мы не знаем. Есть много теорий, среди которых влияние экологии, вирусов или возникновение болезни на фоне каких-то инфекций. Известно, что если долго не лечить хроническую язву желудка, то со временем она может переродиться в рак. А рак толстого кишечника, так же как и дивертикулез (грыжеподобное выпячивание на стенках кишечника), по статистике чаще встречается у людей, страдающих запорами. И все же запор не является причиной рака. Это лишь провоцирующий фактор.

– Но причина запоров – неправильная работа желудочно-кишечного тракта?

– Я бы сказал, это одно из проявлений неправильной работы всего нашего организма. Мы мало двигаемся, неправильно питаемся. Едим рафинированные продукты. В древности как было – человек целый день охотился, бегал в лесу, степи или горам в поисках пищи, ловил и ел. То есть вся жизнь его была наполнена движением. А сейчас у нас фастфуд – быстрое питание. Зашел в помещение, быстренько съел, никаких физических нагрузок.

Культуре питания сейчас отводится все меньше и меньше времени. Пищу люди не добывают, они добывают деньги, на которые ее покупают. Так и проще, и быстрее. А чтобы занять освободившееся время, придумывают массу всяких интересных вещей: сделать селфи, потусить с друзьями, разъезжать по разным странам… Схватили на лету гамбургер, получили чувство сытости, а правильная это еда или неправильная – не задумываются. Раз продают, думают, есть можно. Но культура питания – это целая наука. Она прививается в семье. Как мама научит дочку готовить или сына питаться, так они и передадут это своим детям. Между тем это должен быть своеобразный ритуал: приготовление пищи из качественных продуктов, затем оформление стола, степенный обед или ужин, хорошая беседа. Так правильно. А есть на ходу – неправильно.

Фастфуд – пища неверная

– То есть фастфуд в принципе противоречит здоровому питанию?

– Конечно. Добывая и употребляя пищу, древний человек эволюционировал, развивался умственно и физически. Потом, переходя к оседлому образу жизни, заводил хозяйство, сад, огород. Сейчас я постоянно размышляю еще над такой темой, как пост. Он есть, по-моему, в любой религии. Это тоже издревле сложившийся ритуал. Он как бы переключает организм, к примеру, с зимнего режима питания на весенний, потом на летний, осенний. В противовес тому, как мы однообразно питаемся сейчас. Сейчас круглый год можем есть, например, борщ или якобы свежие овощи и фрукты. Говорю “якобы”, поскольку, чтобы они длительно хранились, в них добавляют химию. Но от природы овощи и фрукты так долго не хранятся. Потому сейчас, даже если мы не принимаем много лекарств, то все равно уже эффективность действия, например, антибиотиков на человека не та. Фармкомпании просто не успевают синтезировать все новые и новые антибиотики, потому что они поступают к нам отовсюду.

Даже мясо барашка, говядина, курятина и яйца, которые мы едим, содержат антибиотики. И эта химия садит наш организм, вызывая проблемы со стулом: запоры или, наоборот, послабление, диарею.

Кровавый след – признак опасности

– А что происходит, когда у человека начинает проявляться опухоль?

– Как правило, она может занимать часть просвета кишечника в любой его части. Чаще всего в левой половине толстого кишечника. Потом просвет начинает зарастать. Возникает механическое препятствие, развивается запор, дискомфорт. А поскольку опухоль, как правило, сильно насыщена сосудами, она начинает травмироваться, и появляются кровянистые выделения. То есть кровь может быть не только показателем геморроя, но и травмированной опухоли. Доброкачественной или злокачественной. Поэтому следы крови – это индикатор того, чтобы человек взялся за ум и пошел обследоваться. Объектом перерождения в раковую опухоль может быть и банальный полип, доброкачественное образование в слизистой органа.

– Может быть сигналом опухоли боль?

– Боль возникает в более позднем периоде. Она означает, что опухоль уже в запущенном состоянии. То есть бежать к врачу надо при первом же появлении крови, а не рассуждать – геморрой это или что…

– Какие обследования назначаются при этом?

– Есть старый проверенный способ – ректороманоскопия, обследование специальной трубкой с видеокамерой и лампочкой на конце. Как в бинокль или подзорную трубу, ею осматривают прямую кишку и сигмовидный отдел ободочной кишки на глубине до 30 сантиметров, где чаще всего и образуется опухоль. Такой прибор имеется почти в любой поликлинике или больнице. В прошлые времена подобная процедура была плановой и входила в обязательный осмотр терапевта или участкового врача. Эти же врачи проводили и пальцевое обследование прямой кишки. Врач надевал печатку, смазывал ее вазелином и аккуратненько ощупывал пальцем внутри на глубине до 8 сантиметров. Чаще всего опухоль обнаруживали даже таким простым способом.

Есть еще один вид обследования. До того как появились фиброколоноскопы, использовали проверенный временем рентгенаппарат с сульфатом бария в качестве контрастного вещества. Пока барий спускался и заполнял отделы толстого кишечника или же вводился при помощи клизмы, врач мог видеть контур кишечника, какую-то тень, где есть сужение, полип или другое образование: сульфат бария – рентгеннегативный, и через него рентгеновские лучи не проходят. Это все применяется даже сейчас, поскольку современная колоноскопия – более дорогостоящая процедура. Хотя такие процедуры с рентгеном делать часто нежелательно.

Подготовка к колоноскопии

– В наше время для осмотра любых отделов толстого кишечника применяется колоноскопия с помощью цифровых эндоскопов, выдающих на экран монитора качественное цветное изображение. Врач, заводя эндоскоп внутрь кишечника, может обнаруживать даже мелкие дефекты: полипы, язвочки и дивертикулы, которые на рентгене обычно не видны.

– Но это довольно тяжелая процедура для пациента…

– Сейчас появились новые препараты, при помощи которых сначала мы делаем седацию, укол внутривенно с успокоительным, снотворным эффектом. Человек засыпает на 5, 10, 15 минут и не чувствует неприятных ощущений и дискомфорта.

– Как пациент должен готовиться к процедуре колоноскопии?

– Полностью очистить кишечник старым добрым способом – при помощи одной-трех клизм накануне. Легкий обед за день до обследования, бульон или что-то подобное, без ужина и завтрака.

Есть и другой вариант. Его раньше называли кремлевской подготовкой. Применяют наборы солей в маленьких аптечных упаковках, которые люди сами разводят и пьют для очистки кишечника. Состав солей в принципе не изменился, только каждый изготовитель фасует их в свою упаковку и добавляет разные ароматные привкусы, например грейпфрута, для особо изысканной публики. Это все выпивается в течение 4–5 часов. Соли разжижают содержимое кишечника, которое разбухает, увеличивается в разы, усиливают перистальтику кишечника, и он очищается. Создаются идеальные условия для обследования.

Затем врач, если обнаруживает полипы или другие образования, берет с них мазок или делает биопсию (забор кусочка ткани) и отправляет на исследование в гистологическую лабораторию. Если находят, что ткань злокачественная, то по закону лечить таких пациентов имеют право только специализированные онкологические клиники и онкоинституты, где есть условия и специально подготовленные кадры. Если же опухоль доброкачественная, то пациентом занимаемся мы: специальным инструментом можем убрать и избавить его от мелких полипов и других недоразумений. И опять же, материал, который удаляем, отправляем на анализ.

– А можем напугать людей, чтобы они мобилизовались и внимательно относились к своему здоровью?

– Я противник запугивания, я сторонник воспитания с детства. Взрослому человеку надо просто объяснить. Умный решит, что пора привести себя в порядок и пройти обследование, а глупый махнет рукой. Ну а там уж как сработает естественный отбор.