Зачем нужно создание Единой информационной системы ЖКХ

Документ называется “Концепция проекта закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”. Изменить и дополнить предполагается три кодекса: Гражданский, Об административных правонарушениях и Земельный, а также восемь законов, в том числе “О жилищных отношениях”. На прямой вопрос, что будут менять, отыскать ответ в сем документе не так-то просто. Особенно много туману напущено в главе о реформировании форм управления многоквартирными жилыми домами (МЖД). Но начнем изучать концепцию с того, где все ясно и разработчикам, и читающим их “труд”.

Прежде всего власти озабочены тем, что не все в стране проявили сознательность и зарегистрировали свои дома как объект кондоминиума.

Ну, собственникам, не имеющим юридического образования, их демарш не кажется чем-то выходящим вон, а вот с точки зрения законодательства тут большой пробел. По крайней мере, весь чиновничий люд сильно озабочен таким фактом. Поэтому решено обязать собственников регистрировать не только право собственности на данную квартиру, но и право собственности на долю в общем имуществе и даже долю в земельном участке, закрепленном за МЖД. Понятно, что продать или подарить их без жилплощади никто не сможет, но данная регистрация, считают разработчики, автоматически обяжет собственников регистрировать дома как объекты кондоминиума. ЖКХ в Казахстане хотят отдать на откуп бизнесу: к чему это приведет

Улыбку вызвало у автора этих строк очередное поминание единой информационной системы как спасителя собственников и ЖКХ: “Для обеспечения надлежащего уведомления граждан о планируемых общих собраниях собственников квартир, а также в целях упрощенного процесса участия и соблюдения порядка оформления протокола, подсчета голосов концепцией предлагается внедрить единую республиканскую информационную систему жилищно-коммунальной сферы (далее ЕИС ЖКХ), которая позволит улучшить взаимодействие деятельности уполномоченного органа по жилищно-коммунальным отношениям, местных исполнительных органов, КСК и собственников квартир, проводить качественный мониторинг и оперативно реагировать на потребности услуг населения в жилищно-коммунальной сфере”. Даже трудно сосчитать, сколько раз и с какого времени чиновники от ЖКХ обещают собственникам эту прелесть. Понятно, что никто не против ЕИС, отчеты о расходах средств, а также акты выполненных работ по каждому дому планируется выкладывать также здесь, вопрос у собственников только один: когда? Про “когда?” в концепции и на этот раз ничего не написано, но то, что это нужно до зарезу, продекларировали.

Нам помогут счета?

Но вот какую загогулину дает мысль разработчиков, когда речь заходит о деньгах КСК. Смотрим начало, вроде бы все так и есть: “Кроме того, КСК, преследуя цель материальной выгоды, обслуживают более 10 МЖД, игнорируя нормы действующего законодательства, они открывают только текущий счет, когда требуется также открытие и сберегательного счета, проводят формальные собрания жильцов, принимают решения на основании сборов фиктивных подписей, не предоставляют отчеты о своей деятельности, при переизбрании вновь назначенного председателя препятствуют вступлению в должность нового председателя. В целом все перечисленные факторы приводят к нареканиям и недоверию граждан к деятельности КСК, к росту социальной напряженности, к установлению барьеров для развития малого и среднего бизнеса в сфере сервисного обслуживания ЖКХ”.

А теперь смотрим, как разработчики концепции видят способ снятия этой самой напряженности: “В целях установления целевого использования средств граждан планируется внести изменения касательно регистрации органа управления на каждом МЖД, порядка накопления и снятия средств со сберегательного счета органа управления путем использования принципа эскроу- счета, касательно исключения таких форм органов управления, как управление объектом кондоминиума третьими (сторонними) лицами и иных форм, регламентации деятельности субъектов сервисной сферы путем определения их прав и обязанностей”.

Даже неудобно об этом говорить большим людям из Астаны, но законы-то у нас хорошие, и про обязанность регистрировать, открывать и прочее уже в Законе “О жилищных отношениях” написано, но вот только соблюдать эти нормы большинство председателей КСК не хотят.

И с чего вы взяли, что они станут следовать букве закона после того, что вы тут написали. Напомню, народ просил вас: помогите контролировать управдомов, помогите проводить финансовые проверки-аудиты, введите эффективную систему контроля со стороны государства. В концепции ничего этого нет, а предлагаемый вариант контроля через открытие эскроу-счетов выглядит, мягко говоря…

Поясним прежде читателям, что это за зверь такой. Интернет говорит: “Эскроу-счет (англ. escrow) – специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств”. Как правило, эскроу-счета открывают для проведения какой-то крупной сделки, например, покупки недвижимости.

Покупатель кладет денежки на счет, продавец видит, что деньги в полном объеме поступили, но не может их снять, пока право собственности не будет зарегистрировано, то есть не выполнено условие сделки.

Контролирует исполнение обязательств банк. Схема хорошая, но вот для кооператива собственников неприемлемая.

Во-первых, ничто не мешает недобросовестному председателю сговориться с руководством строительной компании и завысить стоимость работ, получив откат. Во-вторых, цена вопроса.

Открытие эскроу-счета в казахстанском банке обойдется собственникам в 0,5 процента от суммы взноса. Установленный минимум – 15 тысяч тенге. Максимум – 300 тысяч. Ежемесячное обслуживание такого счета обойдется в 10 тысяч тенге.

Поэтому и открывают подобный счет для проведения разовой сделки и не содержат его годами, как это будет в случае с накоплениями на капительный ремонт. Для сравнения: обслуживание сберегательного счета – нуль тенге, открытие сберегательного счета – нуль тенге. Повторю еще раз: проблема не в том, что у нас законы плохие, проблема в том, что никто не контролировал со стороны государства воришек-управдомов, а жалобы собственников игнорировались всеми инстанциями, и данная концепция в этом отношении ничего не меняет. Как председатели КСК наживаются на пенях услуг ЖКХ

Но к теме контроля мы еще вернемся, пока продолжим изучать концепцию проекта закона.

Простые рекомендации

Вот как они оценивают воздействие на умы собственников вышеперечисленных нами предложений: “Вышеуказанные меры позволят объединить всех жителей одного дома как членов одного КСК с общим интересом сохранить и улучшить свой дом, успешно соблюдать принципы демократического самоуправления – принимать основные решения на общем собрании, выбирать и контролировать деятельность правления и целевое использование денежных средств, а также выступать в качестве заказчика услуг и работ по управлению и обслуживанию жилищного фонда. Данная система позволит облегчить процедуру принятия решений, при этом решения будут приниматься не единолично председателем КСК, а значительным числом собственников помещений (квартир), а также будет минимизирована проблема подделки подписей. Все это позволит в значительной степени урегулировать взаимоотношения субъектов жилищных отношений и повысить их правовую дисциплину”.

Ну что тут скажешь, чисто дети… Однако мы воспользуемся тем, что сейчас и в правительстве, и в среде депутатов, а также органах местной власти идет обсуждение этих поправок, и дадим очень простые рекомендации.

Создание Единой информационной системы ЖКХ по типу сайта egov.kz поддерживаем и ждем давно. Но самая большая проблема и пробел в законодательстве – отсутствие контроля над руководством кооперативов и его безнаказанность. Потому самым эффективным стало бы внесение поправок в законодательство касаемо получения гражданами (независимо от возраста и материального положения) бесплатной юридической помощи, в том числе представительство в судах, в области жилищных отношений.

Сегодня едва ли не на каждый звонок наших читателей приходится отвечать: вам нужно решать этот вопрос в суде. Разница в стоимости услуг юриста и тех же похищенных взносов такова, что собственник отказывается от борьбы, а вор-управдом продолжает себе тырить его деньги.

Взяв эти расходы на себя, государство через собственников давно бы навело порядок в этой сфере, и не было бы никакой “социальной напряженности”. При таком подходе снимаются сразу обе проблемы: контроль и безнаказанность.

Следует пересмотреть и получателя государственных денег на оказание подобных юруслуг. За эти годы набралось немало претензий к деятельности нынешних получателей бюджетных средств – адвокатских юридических консультаций. К слову, нами был направлен журналистский запрос в Алматинскую городскую коллегию адвокатов 18 сентября 2017 года (входящий номер № 1-313), то есть более полутора месяцев назад. Вопросы касались именно процедуры получения гарантированной государством бесплатной юридической помощи. Прошло уже более месяца, все установленные законодательством сроки прошли, а ответа мы так и не получили. Как получить бесплатную помощь адвоката от государства

Почему молчат адвокаты? Может быть, нам на этот вопрос ответят в Республиканской коллегии адвокатов или департаменте юстиции Алматы. Или самом министерстве юстиции.

Но вернемся к концепции проекта закона, способного изменить мир ЖКХ. В сегодняшнем материале мы не осветили еще две важные главы перемен: изменение форм управления многоквартирными жилыми домами, большие изменения затронут жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и жилищные кооперативы (ЖК). Обязательно осветим эти вопросы в следующем номере, ну и ответ на запрос адвокатам тоже надеемся к тому времени получить.

Алматы