Зачем НПП "Атамекен" нужен "Талап": Сергей Туник об итогах недели

Согласно классику, “джентльмены портят отношения или из-за денег, или из-за девок”. Тут первый вариант.

Суть. Национальная палата предпринимателей “Атамекен” выделяет 1,2 миллиарда тенге “на изучение экспортного потенциала отечественной промышленности”. “Что ее изучать, – негодует г-н Бектибаев, – всю нашу промышленность можно разместить в одном зале и задавать вопросы”.

Пара существенных уточнений: сумма достанется специально созданной для этого ассоциации консультантов. Первую скрипку в ней играет “Талап”. И якобы именно ему предназначен этот “ярд с хвостиком”.

Я всегда подозревал, что эхо 8 Марта страшнее, чем эхо 9 Мая. Ну да, экспортный потенциал Казахстана изучен скверно. Что отправляем за границу, кроме угля, нефти, металлов, зерна, излишков мяса, овощей и легковых автомобилей? Что еще? Акимы, министры, правительство, видимо, не в курсе. Не зря же их недавно поменяли. А раз так – да и пусть с ними! “Атамекен” решился на этот подвиг. Хотя, похоже, у кого-то уже полные тапки адреналина. Почему?

Потому что у того же “Талапа”, подозреваю, уже есть все данные, полученные от госорганов легальным порядком. Да, напоминаю Рахиму Сакеновичу: с прошлого года продвижением казахстанского экспорта занимаются не только специально созданные для этого госконторы, но и целое министерство иностранных дел. Наверное, там знают, в каком объеме, в какие сроки и куда можно доставить продукцию с лейблом “Made in Kazakhstan”?

С другой стороны, я помню, что на услуги зарубежных консультантов различные гос- и квазигосударственные органы потратили за последние полтора десятка лет сотни миллионов долларов. Если не миллиарды. А где результаты? Зеро без палочки! Без нас строят боинги, Интернет – не “Крымнаш”, завод “Силициум”, компьютеры-планшеты… Список можно долго продолжать: статей в Уголовном кодексе много. Но тогда, видимо, бастыки, которые заказывали иностранных советчиков для развития-поднятия нашей экономики, были настоящими мужиками со стальными ядрами – ни премьера, ни прокурора не боялись. И спросить теперь с них некому? Поэтому вопрос, что будет изучать “Талап”, остается открытым. Легкая промышленность? Переработка продукции полей и ферм? Химия с фармацевтикой? И на каких рынках все это добро сбывать? Они же все давно поделены между монстрами этих отраслей.

Рахим Сакенович сказал, что пока еще ничего никому не выделили, что идут процедуры голосования. Сегодня государство выделяет более триллиона тенге, чтобы помочь безработным и многодетным семьям. А чтобы провести исследование по очевидным и давно известным данным, господину Ошакбаеву нужно больше миллиарда. Остается ждать. Самое главное – что покажут итоги этого исследования? Какие потом грянут последствия и кто за это ответит?

Седьмого марта случилось два важных события. Первое: задержали первого зама председателя комитета уголовно-исполнительной системы Бекбулата Туремуратова. Причину задержатели из МВД не раскрывают. Пьяный дебош? Грабеж с применением оружия? Изнасилование без контрацепции? Вряд ли. Похоже, опять что-то связано с деньгами. Второе событие: суд Алматы приговорил старшего следователя по особо важным делам городского департамента госдоходов Есембаева к двум годам и семи месяцам за вымогательство взятки. Нормально они так поздравили своих любимых женщин с 8 Марта. Видят же, что борьба с коррупцией в стране превращается в настоящую мясорубку. Черт с ним, с Китаем, там в прошлом году вынесли приговоры 2,5 тысячи высокопоставленных чиновников – казнят 100 тысяч министров экономики, финансов, юстиции, никто не заметит. Пару миллионов акимов – тоже. Видимо, нашим агашкам в погонах никто из подчиненных не сообщил: “Хьюстон, у нас проблемы”. Вот и залетели. Догоним и перегоним Китай?..

Как бы к слову. Новый министр внутренних дел Тургумбаев быстро сориентировался: с начала недели начал сокращать центральный аппарат министерства. Пока только на 15 процентов. “За счет этого, – сказал Ерлан Заманбекович, – мы повысим зарплату патрульной полиции на 65 процентов”. Очевидно, рассчитывает, что это повысит эффективность ее работы. Если она окажется позитивной, боюсь, этот опыт придется перенимать другим министерствам. Как долго ждать итогов?

Во вторник новый министр образования Куляш Шамшидинова объявила, что на строительство 190 школ в 2019–2021 годах направят 136 миллиардов тенге. Это “взамен аварийных и трехсменных, где не хватает учебных классов”. Получается, программа “100 школ, 100 больниц” была написана с ошибками с разницей в десятки раз? Где успели "засветиться" новые министры Казахстана

Кстати, в этот же день министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что программа развития туристской отрасли предусматривает строительство целой тысячи “санитарных узлов” (читай – нужников) на популярных туристических маршрутах. Богоугодное дело. Займутся этим реальные инвесторы, готовые работать на принципах ГЧП, – то есть на паях с властями. Стоимость строительства и обслуживания каждого отхожего места уточняется. Если, тьфу-тьфу-тьфу, все сложится, этот отхожий промысел может принести в казну немало добра. Иначе все нужные станции гости Казахстана пролетят без остановок.

Алматы