– Я никому не нужен – ни родителям, которые бросили меня в детстве, ни чиновникам – они отмахиваются от меня, словно от назойливой мухи, – начал рассказ парень. – Устал стучаться в закрытые двери!
Детские воспоминания Сергея – регулярные пьянки родителей. Помнит он и тот момент, как его мать в присутствии инспекторов по делам несовершеннолетних писала “отказную” от него, своего ребенка. Потом был детский дом в поселке Баганашыл Алматинской области. После окончания девятого класса парень поступил в алматинский колледж, при котором не оказалось собственного общежития.
– Из детдома я ушел, жил у одной доброй женщины в поселке Байсерке, потом разыскал отца, пожил некоторое время у него, – продолжает парень. – Но у него своя семья, я в ней лишний. Где мать – понятия не имею… Зачем они меня рожали?
– А другие родственники у тебя есть?
– Есть, но у них тоже своих проблем хватает, живут в тесноте, так что я для них обуза… Обращался к мастеру, директору колледжа, чтобы помогли устроиться в общежитие другого колледжа. Знаю, там места есть. Не получилось. В детдом позвонил, говорю, я на улице, а мне сказали – приходи после 25 ноября, директор в отъезде. Не положено им держать у себя тех, кому исполнилось 18 лет. Ночую в компьютерном клубе. Потом иду на практику в колледж – там обедом кормят.
Сергей говорит, что в 2012 году его поставили на очередь на получение жилья в Талгарском районе, где мальчик когда-то жил. Его номер – 585.
– Чувствую, жилье мне ждать до пенсии, неизвестно, когда оно будет…
Детдомовец написал о своих проблемах в акимат Алматы, да оказалось – не по адресу обратился: в городском управлении жилья и жилищной инспекции посоветовали обратиться в акимат Алматинской области.
– Ответ я ждал две недели, по указанным на талоне телефонам не мог дозвониться. Интересно, сколько придется ждать новостей из Талдыкоргана? Туда ехать – у меня нет денег, я сейчас не работаю.
– А работал?
– Работал на автомойке, но там мало платили. Работы я не боюсь! Все, что мне сейчас нужно, – обрести хоть какую-то крышу над головой. Чиновники пообещали: материальную помощь дадут – 5000 тенге, но в конце декабря. А до этого момента – хоть с голоду умирай…
Дозвониться руководству управления образования Алматинской области оказалось невозможно: в приемной отвечают – то начальник на совещании, то он опять выехал на… совещание. В Алматинском управлении образования пояснили: руководство детдома должно оказать парню содействие в переходе в областной дом юношества.
– Как-то мы временно устроили одного ребенка из Алматинской области в городской дом юношества, жаль его было, но прокуратура усмотрела в этом нарушение, поэтому оформить Сергея Дюкова мы не можем, – объяснила нам по телефону заместитель руководителя Галина САМОТОКИНА. – По Алматы вопросов нет. Все дети стоят в очереди. Вот недавно очередники получили 30 квартир.
Заместитель директора детского дома в поселке Баганашыл Гульжан Мусаевна удивилась, узнав, что Сергей Дюков оказался на улице. И сообщила, что в Алматинской области, оказывается, нет дома юношества для выпускников детдомов.
– Сейчас ваш воспитанник на улице – что делать?
– Поговорим с воспитателями, может, они сами будут договариваться, искать квартиру, снимать за свой счет, даже не знаю… Пусть приезжает.
Как мы узнали, несколько дней парень ночевал в детском доме. Теперь вот хочет попасть в городской дом юношества или в общежитие Алматы, чтобы окончить колледж, получить профессию автослесаря – ему осталось учиться полтора года.
Но как уладить все формальности? Как обрести крышу над головой без опасения, что в любой момент его выбросят, как ненужную вещь, на улицу, потому что не положено “областнику” жить в городских учреждениях?
Очень хочется узнать: как управление образования Алматинской области решает проблемы с жильем областных воспитанников детских домов? Ведь после выпуска из детского дома девушкам и парням некуда идти…