Зачем казашки выходили обнаженными к верблюду

Обычай "түйе шешу"вызывает бурные обсуждения каждый раз. Публику интересуют не только детали ритуала, но и существовал ли она самом деле как традиция, а не случайное развлечение. Мнения высказываются самые разные, стороны подкрепляют их серьезными аргументами.

Редакция Caravan.kz предлагает изучить эти аргументы.

Зарисовка из жизни

Первый из них случился почти век назад. Тогда в Семиречье жил и творил русский художник Николай Хлудов, переехавший на казахские земли еще в 1879 году и проживший здесь до самой смерти в 1935 году. Работал он мелким чиновником, а на досуге рисовал все, что видел, - живописные пейзажи и колоритных людей. Хлудова прозвали рисовальщиком за его привычку сохранять на бумаге любые заинтересовавшие образы, вплоть до тех, которые казались окружающим совсем банальными. При этом зарисовки эти отличались большой реалистичностью.

"Хлудов рисовал фотографически, он ничего из головы не выдумывал, – поясняет искусствовед Валерия Ибраева. – Что видел, то и пел, он был художник-этнограф. Ещё более скандальная картина его, на которой обнажённые женщины зубами развязывают поводья верблюда. У Хлудова стиль был довольно примитивный, его кредо – это рисование с этнографической точностью. Он допускал небольшую поэтизацию".

К слову, позже Хлудов стал обучать местных художников - в числе его учеников есть и Абылхан Кастеев.

В 1930-х годах в Алма-Ата состоялаась персональная выставка Хлудова. Казалось бы, совершенно невинные темы картин - природа и быт обычных людей, никаких причин для недовольства у зрителей быть не должно. Однако недовольство было, и очень сильно.

Причиной стали несколько картин, которые показывали специфические казахские обычаи. на одном из этих полотен женщины, некоторые из них обнажили грудь. Картина называется "Женщины-казашки бьют шерсть. Аул на р. Чилик, Верненский уезд" и написана в 1889 году.

Но еще больше возмущения вызвал другой сюжет. На картине "Праздник с призами" 1920 года изображены три голые по пояс женщины, две из которых на коленях ползают перед верблюдами. Одна из них зубами держит веревку. При этом за сценой наблюдает множество мужчин.

Посетителей выставки шокировало бесстыдство картины, многие решили, что художник придумал сюжет. Однако выяснилось, что это не так.
В защиту автора выступил сам Ахмет Байтурсынов, который написал специальную статью об этом обычае. Байтурсынов пояснил, что ритуал действительно существовал и что Хлудов показал его не таким, каким он был на самом деле, но не более откровенным, а наоборот. Ахмет Байтурсынов пояснил, что женщина должна была быть одна и полностью обнаженная.
 
"Существование ритуала в XIX и даже начале XX века  подтверждают два таких авторитета, как А. Байтурсунов и А. Маргулан. Да и в кыргызских и казахских фольклорных текстах, описывающих события указанного периода, ритуал описывается. У этнографа Рашида Кукашева есть исследование на эту тему, - пишет исследовательница казахской культуры Зира Наурызбай.

Ритуал упоминается и во многих произведениях казахского искусства.

Выглядел же он так: обнаженная женщина, руки которой были связаны у нее за спиной, должна была зубами развязать веревку, на которую был привязан верблюд. Если ей это удавалось, она могла забрать животное себе. Считается, что на это шли, как правило, малообеспеченные многодетные вдовы, которым верблюд был жизненно необходим в быту. Отмечается, что хотя женщина должна была снять всю одежду, она могла прикрыться своими волосами, которые у казашек обычно были длинными и густыми, что позволяло закрыть большую часть тела, если не всю женщину целиком.

 

Аульский праздник

Второй скандал с обрядом возник уже в XXI веке. Ритуал мельком показан в фильме «Құнанбай». Историк Алкей Маргулан сообщал, что на настоящих поминках Кунанбая этот ритуал провел знаменитый кюйши Таттимбет.
 
У съемочной группы с этим эпизодом возникли проблемы. Актриса, которая сначала согласилась сняться в сцене с ритуалом, была вынуждена отказаться от роли. Муж девушки потребовал отказаться от съемок под угрозой развода. С трудом удалось найти замену. Но когда фильм вышел, уже этой актрисе пришлось переехать из родного аула, потому что реакция односельчан оказалась слишком негативной.
 
После показа фильма в кинотеатрах поднялась волна возмущения, многие зрители отрицали возможность существования у казахов настолько сексуализированного обычая.
Однако распространено и обратное мнение. Люди, которые придерживаются его, считают отрицание обычая невежеством, редактированием истории и ханжеством.
"Одна из картин Хлудова, не помню, как называется, где девушки с обнаженной грудью на глазах у всего аула зубами развязывают узлы аркана, на который привязаны верблюды, – это реальный казахский ритуал плодородия. Ритуал известен ещё с сарматских времен. Тот, кто возмущается при виде этих картин, проявляет элементарное невежество в культуре собственного народа и вбитое в их головы странное сочетание советско-исламского ханжества", - например, так прокомментировал скандал историк Арман Нурмухамбетов.
Фильм можно посмотреть на официальном You-Tube-канале студии "Казахфильм".

А был ли верблюжонок

Сторонники версии о том, что такого обычая не существовало, приводят свою аргументацию.

«Түйе шешу» (букв. «развязывание верблюда»), лжеобычай, вернее игра казахов, когда в некоторых (!) уголках Казахской Степи, с некоторых (!) времен, иногда (!)  во время празднеств и тризн организаторы мероприятия ради развлечения невежественной толпы, а именно пьяных от кумыса  мужчин-кочевников уговаривали очень бедных девушек или вдов за приз в виде верблюда оголить свое тело (топлес или даже голышом пройтись до точки назначения) – НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ! Ни с древними, «тенгрианскими», ни поздними обычаями народа Великой Степи.

А является сей позор (и Хлудов это тоже не придумал, а однажды увидел и зарисовал) НОВОВВЕДЕНИЕМ XIX века (правда, слава Богу,  случайным, редким и эпизодическим), циничной выдумкой зажравшихся казахских баев-«цыганизаторов». Ведь и сегодня на «бессмысленных и беспощадных» казахских тоях происходят порой ужасные вещи и разворачиваются аморальные сценарии, а в ночных клубах РК девушек иногда уговаривают раздеться за деньги, не правда ли? Ужели это тоже «народная традиция» казахов или еще кого-то?!" - считает Назира Нуртазина.