Зачем казахстанским медикам суровые международные стандарты

НИИ кардиологии и внутренних болезней, расположенный в центре южной столицы Казахстана, прошел аккредитацию Международной объединенной комиссии и получил сертификат компании JCI (Joint Commission International), базирующейся в США.

Справка “КАРАВАНА”

Целью создания компании Joint Commission International в 1994 году было проведение обучения и аккредитации медицинских учреждений разного профиля и видов деятельности по стандартам JCI в области качества и безопасности их работы. Впервые эти стандарты для медицинских учреждений были опубликованы в 2000 году. На сегодняшний день они признаны Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization) и используются во многих странах мира.

– Аккредитация JCI – это золотой стандарт международного уровня в сфере медицины, самое престижное и объективное признание качества и безопасности услуг, предоставляемых клиникой, – рассказывает председатель правления АО “НИИ кардиологии и внутренних болезней” МЗ РК Роза КУАНЫШБЕКОВА. – Согласно ему меняется сама система мышления медперсонала. На всё, что происходит в клинике, наши сотрудники смотрят глазами пациента, анализируют все этапы его лечения, заблаговременно выявляя возможные риски.


Роза КУАНЫШБЕКОВА

Оценку деятельности института Международная объединенная комиссия JCI выполнила по инициативе самого учреждения. Проводилась она по двум сотням основных стандартов, по 400 общим стандартам и больше 1 100 дополнительных показателей. Аудиторы подтвердили, что наша организация имеет большой потенциал, высокий уровень профессионализма врачей и медицинских сестер. Согласно стандартам JCI были оценены все подразделения и процессы: от лечения, сестринского ухода до безопасности здания, инфекционного контроля, обращения с медикаментами, соблюдения прав пациента, укомплектованности кадрами, – говорит руководитель клиники.

Благодаря этому в организации уже более чем в 2 раза снизилась летальность, эффективнее стал расход медикаментов, выросла удовлетворенность пациентов и повысилась роль медицинских сестер. Им теперь делегировано множество ответственных функций. Помимо прочего, внедрение международных стандартов JCI в Казахстане содействует развитию конкуренции среди медицинских организаций и повышению качества медицинских услуг в стране.

В интересах больного

– В Казахстане всего 4–5 организаций имеют такой престижный международный сертификат, – комментирует заместитель председателя правления по научно-клинической и инновационной деятельности АО “НИИ кардиологии и внутренних болезней” МЗ РК Курмангазы МАДАЛИЕВ. – Главный принцип стандарта – всё в интересах больного, безопасность учреждения, безопасность во время операций. Раньше мы каждые 3–5 лет проходили казахстанскую сертификацию. Требования системы JCI намного строже, и мы гордимся, что соответствуем им. Теперь, начиная от поступления пациента и до его выписки, мы сопровождаем каждый его шаг. Следим за безопасностью от падений, от инфицирования и прочего. Повысилась ответственность каждого сотрудника: от санитарки до врачей высокого ранга.


Курмангазы МАДАЛИЕВ

Мы провели сверхмощный ремонт операционных. Не поверите, в них нет теперь даже острых углов, какие существовали раньше! Оказывается, углы собирают на себя много грязи и пыли. И сейчас в наших оперблоках все они округ­лые. Это удобно и для санобработки. Всё это надо видеть своими глазами: свежий ремонт, при котором соблюдены все международные требования, особенно качество современной системы вентиляции и очищения воздуха.

– А что нового в лечении?

– В каждом отделении – свои нововведения. К примеру, у заведующего рентгенэндоваскулярным операционным блоком Алексея Колесникова в последнее время практически без операционного вмешательства меняют аортальный клапан сердца. Мы знаем, что многие больные, особенно в возрасте, раньше не могли переносить тяжелые операции и, бывало, погибали прямо на операционном столе. Сейчас же мы ввели высокие технологии, при которых без разрезов специалисты заходят через вены и артерии прямо внутрь сердца и устанавливают там аортальный клапан! И больных даже преклонного возраста в 80 и даже в 90 лет теперь берут на операцию. Мало того, проводят их порой даже без наркоза, просто под седацией. Это большое достижение!

Сейчас вот группа врачей вернулась из Бельгии, хотят внедрить клипирование митрального клапана. Не открывая грудную клетку и сердце, заходят внутрь через сосуды и производят там операции по клипированию.

– Да, многообещающие интересные технологии!

– Они не просто интересные, но и чрезвычайно необходимые! Они минимизируют страдания пациента. Раньше ведь при больших операциях открывалась вся грудная клетка. Это была очень болезненная процедура, и другого выхода не было. А сейчас изобрели вот такие мини-инвазивные вмешательства. Кардиохирург Рустем Мухтарович Толеутаев, думаю, вам расскажет. Если размер разреза грудины раньше мог достигать 40–50 сантиметров в длину, то есть практически вся грудная клетка пополам, то сейчас это 3–7 сантиметров, через которые производят мини-инвазивные вмешательства. При этом выписывать пациента домой после операции стало возможным уже через 2–3 дня!

И по нарушениям ритма сердца – всё передовое, что делают в мире, у нас проводится. Это и радиочастотная и криоабляция. Все сложные случаи, по которым раньше мы отправляли на лечение в Россию и другие страны, сейчас делаем сами.

Кардиохирургия с 3D-визуализацией

– Реально в нашей клинике преобразилось многое, – рассказывает заведующий отделением кардиохирургии с лабораторией искусственного кровообращения и операционным блоком, врач-кардиохирург высшей категории, к. м. н. Рустем ТУЛЕУТАЕВ. – Кроме того, что мы стали выполнять высокотехнологичные малоинвазивные операции тяжелым пациентам, теперь у нас есть обновленные операционные, соответствующие всем международным стандартам, какие существуют в лучших клиниках мира. Очень облегчают работу хирургов стойки с 3D-визуализацией, позволяющие оперировать без разреза грудины. Есть передовое оборудование, которое помогает оценивать надежность наложения шунтов сразу после операций по аортокоронарному шунтированию. Дело в том, что не каждая больница проводит такие измерения, позволяющие, не выезжая из операционной, понять, что шунты пришиты правильно и кровоток по ним хороший. Еще одномоментно мы можем лечить порок сердца, нарушение ритма сердца и его ишемическую болезнь. Если раньше для этого люди проходили несколько этапов оперативного вмешательства, то теперь это возможно в рамках одной операции. Улучшилась работа по безопасности пациентов, в том числе в приемном покое и в поликлинике. То есть, прежде чем назначить какую-либо терапию, ее проверяют сразу несколько врачей, советуются друг с другом, не принимают решение в одиночку, тем самым исключая вероятные ошибки при назначении лечения.


Рустем ТУЛЕУТАЕВ

Да и палаты у нас теперь обновленные. Например, в кардиохирургическом отделении каждый бокс имеет специальную консоль, опору с устройствами для подачи кислорода и сжатого воздуха, который при необходимости обеспечивает работу дренажей. Есть система кондиционирования, дополнительное освещение и кабельное телевидение. Ну и, конечно, обычный санузел с душем и туалетом. Все палаты 2-местные и соответствуют международным стандартам JCI.

Среди наших собственных разработок – одномоментное лечение нарушений ритма сердца и фибрилляции предсердий. Есть научный проект по разработке новых видов операций при гипертрофической кардиомиопатии и сложных манипуляций на аорте.

– А припомните случаи особо экстремальных операций, которые, несмотря на большой риск потери, удалось вашей команде завершить успешно, и это стало предметом вашей врачебной гордости?

– Таких случаев много. Запомнился, к примеру, такой: мы заканчивали одну из своих плановых операций, вдруг к нам привезли пациента в очень тяжелом состоянии, на искусственном массаже сердца с разрывом его левого желудочка. Срочно взяли в операционную. Ушили специальными прокладками разрыв сердца. Провели дополнительные мероприятия. И этот 73-летний пациент выжил! И радуется своим детям и внукам. Сейчас он в добром здравии, функции сердца в норме. Это вдохновляет нас, врачей.

– Операции и лечение в вашей клинике платные или бесплатные?

– Для граждан Казахстана они проводятся бесплатно по квотам. А те, кто не имеет гражданства страны, оперируются платно. К нам едут пациенты из Узбекистана, Кыргызстана, России. Иностранцы обращаются по рекомендациям, зная качество нашей работы, а также то, что мы используем самые передовые технологии и расходные материалы лучших мировых производителей. Видимо, им это выгодно, поскольку подобные же операции с такими же расходными материалами за рубежом стоят в 7–10 раз дороже. Если малоинвазивные оперативные вмешательства для иностранцев в Казахстане обходятся примерно в 8 тысяч долларов, то за рубежом за такие же они платят раз в пять дороже, около 40 тысяч, в зависимости от страны.

Теперь НИИ кардиологии и внутренних болезней получил еще высшую категорию национальной аккредитации и аккредитацию образовательных программ по резидентуре, дополнительному медицинскому образованию, включая детскую анестезиологию, реаниматологию, кардиологию и эндокринологию.

АЛМАТЫ