Единый предок
- У историков нет единого понятия, когда по времени образовались жузы и что стало отправной точкой к их появлению. Какой версии придерживаетесь вы?
- Как пишут исследователи, для кочевых народов Центральной Азии родоплеменные связи всегда были важнее государственности, - отвечает Ерлан ЕСПЕНБЕТ, преподаватель древнетюркской письменности и исследователь шежире тюркских народов. - Это могло быть результатом опасений, что формальная государственная структура обернется укреплением позиции определенного рода или племени, способного доминировать, устанавливать свою власть. Роды и племена стремились к более эластичной структуре - племенному союзу, конфедерации. Его основой был консенсус племен и родов, сохраняющих внутреннюю автономию. Взять, к примеру, казахские племена, которые остро нуждались в создании эффективной военно-административной системы, регламентирующей в том числе и вопросы пользования кочевьями и территориями в целом. Я убежден, что после падения единой Орды в XV веке разные ее части сами по себе пытались воссоздать Орду. К примеру, Ногайская Орда, Узбекская, Казанское или Крымское ханства были очень близки к объединению родов и племен в единое централизованное государство. Однако в силу различных причин этого им сделать не удалось. Когда Керей и Жанибек перекочевывают, они создают новый политический союз – казак. И огромное количество племен, действительно, вошло в этот союз. Но наша проблема в том, что мы привыкли считать свою историю от периода Казахского ханства, особенно это ярко прослеживается в художественных фильмах, где показывают в основном только Казахское ханство и отдаляют шайбанидов или ногайцев от казахов - это неправильно, это наши общие предки. «В Младшем жузе самые приставучие менты» - какие впечатления остались у иностранцев от жузов и ру в РК
Если взглянуть на современную политическую карту, легко можно заметить, что Республика Казахстан является самой большой по территории тюркской страной мира даже при том, что некоторые ее значительные части перешли по разным геополитическим причинам в состав соседних государств. Девятая в мире территория - это предмет не только гордости, но и ответственности. У наших предков были различные сложные периоды, но они смогли сохранить громадную территорию, при этом уберегли еще и наши традиции, что способствовало сохранению культуры в целом. Кто такие казахи? Это племена, состоявшие из абсолютно разных этнических групп, более того, многие племена, которые себя считают единым целым, могут состоять из разных этнических групп. В степи очень сложно было жить замкнуто. У казахов до седьмого колена запрещены были браки между собой. Поэтому, чтобы жениться, любой казах вынужден был ехать за 500 км и искать себе жену из другого рода. Соответственно, представитель другого рода становился твоим родственником вместе со всей своей родней. Если замечали, даже в айтысах, когда представители разных родов друг друга подкалывают, делают это в шутливой форме, никогда не переходя на оскорбления. Для меня это признак того, что у казахов, как представителей тюркских народов, сохранилось уважение к аруахам. Что такое племя? Это родственники, у которых единый предок.
Напомню, что в соседних государствах до сих пор живет огромное число представителей казахской ирреденты. Прошу обратить внимание на то, что я употребил именно термин "ирредента", а не диаспора. Многие роды, составляющие основу казахского народа, такие как уйсуны, аргыны, найманы, коныраты, адаи, алшыны, присутствуют еще и среди соседних тюркских и монгольских народов. Но именно в составе казахов они представлены в максимальном количестве. Все это может еще раз подтверждать, что казахский племенной союз был одной из последних попыток создания единого тюркского государства. Даже несмотря на потерю независимости на протяжении столетий, Республика Казахстан образовалась как прямой наследник средневекового Казахского ханства!
Популяризация термина «жуз» - рукотворная
- Что являлось основным сплачивающим элементом для жузов?
- Как показывают современные генетические исследования казахских родов, в их составе находятся носители разных генофондов, что говорит о том, что племенные союзы образовывались не только согласно принципу родственных связей, но и ещё по принципу землячества. Ещё одним фактором этого является и строгое соблюдение закона "Жетi ата", то есть люди из одного рода в рамках семи поколений считаются друг другу близкими родственниками и не могли вступать в брак. Соответственно, они были вынуждены родниться с другими племенами и родами. Сейчас казахи условно состоят из трех жузов и нескольких родов, которые по различным причинам не входят в эти группы: Три казахских жуза: как они появились и в чем их главные отличия
1) Старший жуз: уйсуны (роды Албан, Суан, Дулат, Сарыүйсін, Жалайыр, Шапырашты, Ысты и Ошакты), Канлы, Сыргели, Шанышқылы
2) Средний жуз: Аргын, Найман, Керей, Конырат, Уак, Кыпшак
3) Младший жуз:
a) Алимулы (Шекты, Шомекей, Кете, Торткара, Карасакал, Каракесек)
b) Байулы (Шеркеш, Адай, Алаша, Берш и т.д.)
с) Жетыру (Тама, Табын, Кердеры, Кереит, Телеу, Рамадан, Жагалбайлы)
Вне жузовой классификации состоят:
- торе́, прямые потомки Чингисхана по мужской линии;
- кожа́ — считаются потомками четырёх сподвижников Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров;
- толенгiт — ханская дружина, телохранители и придворная прислуга;
Торе считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.
- Когда произошло деление на жузы?
- Во все времена любая государственная структура для успешного руководства страной вынуждена прибегать к делению своих территорий и проживающих на ней граждан на регионы, области и районы. Скорее всего, при создании крупного казахского ханства ее ханы также не могли обойти эти правила менеджмента и организовывали административно-территориальное деление. Однако во время расцвета политики Российской империи одним из главных препятствий на пути были именно тюрки, которые, несмотря на междоусобицы и династийные неурядицы, всегда чувствовали себя очень близкими как по культурным и традиционным аспектам, так и по языку. Более того, тюрки в любое время могли бы объединиться; и, чтобы не допустить этого, царская администрация прибегла к извечному приёму: "Разделяй и властвуй"! Почему же Российской империи все-таки удалось "освоить" тюркские земли? Ответ прост: дело в том, что после падения Золотой Орды огромное количество татарских султанов, мурз, беков и баев приняли подданство Московского государства, став впоследствии основой русских княжеских и дворянских фамилий. "Обрусевшие" тюрки отлично знали особенности и внутреннюю политическую ситуацию остальных тюркских народов, и они помогли правителям из династии Рюриковичей и Романовых успешно провести колонизацию народов Сибири, Кавказа, Крыма и Центральной Азии.
Предполагаю, что для того, чтобы не допустить союза тюркских народов, Российская империя в первую очередь поощряла междоусобные конфликты. После успешного разделения друг от друга ногайцев, башкир и казахов начала проводить политику ещё большего дробления, в частности казахов. Поэтому я глубоко убежден, что окончательное деление на жузы и популяризация этого термина среди казахского населения - это результат активной деятельности администрации вначале Российской империи, а затем и СССР. Феномен «қазақлық»: учёный объяснил происхождение казахов
Перестать делать акцент
- Чем три жуза отличаются друг от друга?
- Полагаю, для того, чтобы построить новое будущее казахского народа, нашим историкам нужно перестать делать акцент на жузах. Более того, я предлагаю найти ту самую реперную (исходную) точку, которая может объединить в культурном и историческом плане не только казахов, но и близких нам кыргызов, узбеков, уйгуров, ногайцев, башкир, татар и т.д. Если взглянуть на нашу еще более древнюю историю, то все эти народы являются потомкам жителей империи Чингисхана, тюркских каганатов и государств Сюнну (гунны), уйсуней и канглы. К примеру, современные итальянцы себя считают потомками древних римлян; греки - древних греков; китайцы - древней империи Хань. Вопрос: тогда почему же современные казахи и другие народы не хотят признавать себя потомками древних уйсуней и канглы? Как писал казахский ученый Кемаль Акишев, государство уйсуней было одним первых государственных образований на территории Центральной Азии. Не все исследователи в Казахстане знают, что сам по себе термин уйсун в переводе с древнетюркского означает "союз", "содружество", "объединение" (от глагола Үю - "объединить, собрать") и не принадлежит только представителям Старшего жуза.
Насчёт отличия жузов между собой: территория Казахстана огромна, и именно из-за природно-климатических факторов есть небольшие региональные особенности. Однако в силу кочевого образа жизни все эти роды и племена постоянно контактировали, роднились друг с другом. По этой причине в казахском языке и обществе в целом практически отсутствуют какие-либо различия. Я уже несколько лет преподаю тюркскую письменность и заметил такую интересную особенность: мои студенты - этнические казахи из Монголии и Китая, часто сообщали мне, что до переезда в Казахстан они не знали такого термина как "жуз". Это стало для меня одним из подтверждений того, что деление на жузы - это попытка политического дробления на мелкие части целого этноса.
- Есть ли подобные жузовые объединения у других тюркских народов? И чем объясняется сходство в названиях казахских родов с родами других этносов?
- Естественно, помимо казахов все вышеперечисленные родовые союзы (уйсуны, найманы, аргыны, коныраты, гиреи) являются основой других тюркских народов: кыргызов, татар, узбеков, башкир, крымских татар, ногайцев и остальных. Более того, помимо самих названий подтверждением их общего происхождения служат аналогичные легенды, родовые знаки и географическая территория расселения! Например, территория Крыма до 1944 года, практически вся топонимика местности была полностью идентичной остальным тюркским народам. На самом деле много исследований проводилось на эту тему. Однако есть такие люди, которые хотят приписать историю целой цивилизации только себе. Но она - достояние всех тюркоязычных и даже монголоязычных племен, потому что монголы состоят из тех же родов. Это общая культура, поэтому ее приписывать только к определенной современной этнической группе - неправильно. История принадлежит всем народам, которые жили там. Это то, что нас всегда объединяло – мы не делимся на роды, мы из них состоим.