Заблудшие души


Его многие называют “дядя” Туран, потому что основной его “клиент” – молодежь до 40 лет. Факт поразительный! Среди “пострадавших” много бывших отличников, которые шли по жизни легко, пока не споткнулись об ипотеку, кредиты, сетевой маркетинг и другие взрослые дела.

Туранбек смеется: “Я – как банк: решаю вопросы с кредитами. Походят сюда, а потом, глядишь, и деньги откуда-то берутся, долги погашаются. Это не больные, это просто заблудшие души, попавшие в темноту. И всего-то надо зажечь свет в темной комнате, где оказались мои подопечные. Они приходят ко мне, жалуются: раздражительность, бессонница, головные боли. Я их спрашиваю: “А оно вам надо?”. Нет, говорят, не надо. Ну, и мне тоже не надо. Давай твои проблемы выбросим”. Пациенты в шоке, а Туранбеку Маглаевичу только это и нужно – выбить стул, на который они уселись и полагают, что он будет зализывать их душевные раны. А он с шутками и прибаутками будет вбивать в их мозги другие истины.

Ибо не тот пропал, кто в беду попал, а тот, кто духом пал.

Депрессивный синдром – это особое заболевание, и лекарство для него тоже особое.

– Я прописываю радость. Три раза в день после еды – песни! Пой и ни о чем не думай, – смеется доктор. – Обязательно надо всем петь – это как профилактика любых депрессий.

Другое лекарство от этого синдрома – пять радостей.


…”Депрессивный” народ в сборе. Все молодые, красивые, хорошо одетые. Лишь глаза печальны и вид унылый. Им предстоит сейчас вспомнить пять радостей, случившихся в жизни. Желательно из детства, когда были сильны эмоции. Одна перечисляет: рождение ребенка, подарки от отца и прочее подобное, про любимого мужчину – отца своего ребенка – ни слова. Чем и выдала свою главную проблему: взаимоотношения с мужем.

И вот что показательно: ни один не упомянул радость от того, что сам кому-то помог, что-то дарил. А ведь это высший пилотаж – радость от добра, которое приносишь людям.

Другое схожее задание – припомнить пять радостей, когда “Бог помог”. К примеру, безнадежная ситуация, вдруг – бац – и благополучное разрешение, как будто в нее вмешались высшие силы. Предполагается, что реанимация пережитого счастья вытеснит депрессию и настроит на позитив. Воспоминания самые разные: автокатастрофа и в последний момент – чудо спасения, дед безнадежно болел и вдруг пошел на поправку – выздоровел, мать отказалась от наркотиков…

Слушаю и не верю, что прошлым счастьем можно излечить душу, избавиться от мрачных мыслей. А ведь рядом со мной есть молодые женщины, которые пытались покончить жизнь самоубийством от жуткой депрессии! Какие песни, какие былые радости?! Однако вот что поведали сами “клиенты”.


Рассказ Шолпан, 28 лет: “Я всегда была первой, всегда отличницей. Школу окончила, потом университет на грант, устроилась на престижную работу. А потом попала в сетевую компанию и постепенно превратилась в ничто, в нуль. На семинарах нас накачивали мыслями о собственном бизнесе. Ты же не раб, внушали нам, зачем работаешь на кого-то, когда можешь создать группу, продвигать товар и богатеть. Я бросила работу и… покатилась по наклонной. Пришли пустота, одиночество. Постоянно хотелось спать, болели ноги. Я себе внушала: ты все можешь, ты сильная, но это не срабатывало. Мне посоветовали сходить сюда. Пришла никакая, но через три дня уже почувствовала почву под ногами. А лекарством стало правило пяти радостей. Я “принимала” его каждый день. Кстати, это очень серьезное занятие, и оно меня вытащило, пришло ощущение, что я не одна в этой жизни. Постепенно состояние радости (а не надуманного экстаза) стало нормой, появился вкус к жизни. Подружку потом привела, и у нее все наладилось”.


– И все-таки, что делать с тяжелыми мыслями, Туранбек Маглаевич? Они приходят, не спрашивая разрешения…

– Правильно! Потому что вы с ними сожительствуете, они уже к вам не как гости, а как хозяева ходят. Бороться с этими мыслями невозможно – это силы нужны. И немалые. С ними не борись, даже не ввязывайся в борьбу – они победят. Их игнорировать надо. Сначала они были снаружи и просто в гости заходили. Приходили-уходили, а потом видят, что ты их привечаешь, и пришли насовсем, осели в подсознании. И ты уже с ними живешь. Начинаешь бороться с негативными мыслями, а их все больше и больше. А вы знаете, чем питаются неврозы? Нашим вниманием. Обратил внимание на них – еще просят.

– Но что же делать?

– Не надо кормить свою болезнь. Относитесь серьезно ко всем заболеваниям, даже к прыщику, а к этому – легкомысленно. Песни петь, радоваться, добрые дела делать – вот лекарства, которые я прописываю. Я сорок лет в психотерапии, многие методики освоил и использую, но эта самая надежная, самая реальная и правдивая – вывести человека из тьмы к свету. Дурные мысли очень боятся света, вообще думать плохо – опасно для психического здоровья. А знаете, откуда берутся тяжелые мысли? От того, что не можем выстроить отношения на службе, дома, с друзьями.

– Но что делать, если обиды застят душу?

– Величайшая мудрость – простить. Поссорились, а вы попросите прощения за то, в чем даже не виноваты. Как этому научиться? Путь один – пробовать. Все гениальное просто: любить надо. Но и любовь – лишь шаг к свету, к истине. Вот этому мы и учимся в нашем психологическом центре. Не все с отличием оканчивают, но элементарным навыкам самоспасения, психологической гигиены здесь научаются.

– Это какая-то новая методика?

– По сути, я ничего нового не изобрел, просто следую принципам Авиценны, который писал, что болезнь сначала лечат СЛОВОМ, потом травой, то есть лекарством, а если не помогает ни то ни другое, то ножом. Вот в таком порядке: слово, трава, нож.

А кто у нас, скажите мне, словом лечит по совету великого врача? Пришел на прием – и сразу тебе кучу лекарств. Посмотрите, сколько аптек развелось!

– Туранбек Маглаевич, об особенностях осенней депрессии боюсь и спрашивать. Опять скажете: не обращайте внимания?

– Скажу. Не надо обращать внимания на то, что в порядке вещей. Мы часть природы и колеблемся вместе с ней. Пройдет осень – уйдет депрессия. Не пройдет – приходите сюда, в Центр проблем психологического здоровья.


– Вы на этой службе давно. Какие нюансы вносит наше время?

– Заболевания всё те же – депрессии, фобии, неврозы, а вот причины их возникновения стали другими. Раньше не было ипотечного кредитования, когда жилье покупается с риском его потерять. Ипотечник живет в постоянном страхе – как бы его не выгнали с работы, не понизили в должности, как бы не заболеть. Такой синдром я бы назвал “ипотечный невроз”. Под этой ипотекой, как под колесами машины, чуть не погибла молодая красивая женщина в расцвете лет. Возник конфликт на работе, ее начали вытеснять, градус противостояния с коллегами возрастал. На этом фоне развился страх потерять работу, а вместе с ней и квартиру. Из удачливой она вмиг превратилась в неудачницу со всеми известными комплексами. Год страдала бессонницей, перешла на антидепрессанты. Напряжение достигло пика, и возникла попытка суицида. Муж ее сюда чуть ли не на руках принес. Она сидела совершенно отрешенная, но результат был ошеломляющим – сутки спала. Без всяких транквилизаторов. Она сама этому поразилась, поверила в нашу методику и... в общем, сейчас у нее все в порядке.

Еще очень опасная современная тенденция – сектантство. К нам “на огонек” все чаще стали заглядывать духовно заблудившиеся люди. Они блуждают из секты в секту, теряют веру, себя, семью. Наших юношей и девушек зомбируют высококвалифицированные специалисты, обучившиеся этому искусству в развитых странах. Типичны случаи, когда муж (жена) вступил в секту и тянет жену, а та сопротивляется. Затем следует серия ссор – семья распадается.

Третий сюжет – переезд в столицу из провинции. Одним удается занять активную жизненную позицию, у других отсутствуют волевые качества и формируется тип неудачника. Разрастается внутренний конфликт, опять-таки потеря ориентиров, как результат этого – тревожность, бессонница, страхи, что и приводит их к психотерапевтам.

Добавляют нам работы гадалки, экстрасенсы, лжепсихиатры. Послушайте, что рассказывает об этом моя пациентка, молодая девушка Индира (имя вымышленное): “В моей жизни возникла трудная ситуация, и я решила обратиться к гадалке за предсказаниями и советами. Она быстро расположила меня к себе, и через некоторое время я уже не могла без ее гаданий. Ходила к ней каждый день, спускала всю зарплату, без остатка. Всю ответственность за свою жизнь я переложила на нее, не могла принимать самостоятельные решения. Что она сказала – то и правда. Я превратилась в тень, в зомби. И устала от этого… Так я попала сюда. Уже не хожу к гадалке, жизнь моя обретает краски, полноту. Я вспомнила, что молодая!

– Посмотрите, какие умные, молодые, красивые люди сюда приходят, – обобщил “дядя” Туран. – Растерялись они во взрослой жизни, а мы их не научили, как надо защищать свои мозги от дурного воздействия, от манипуляторов. Последних развелось много, очень много. Почистить надо наше жизненное пространство…

Астана