За все надо платить?

На прошедшем в конце июля в Алматы «круглом столе» представители производителей колбасных изделий сообщили: давление со стороны предприятий торговли тормозит дальнейшее развитие производства.

— Трудности начинаются уже на стадии поставки товара. Крупные торговые сети ставят нас в заведомо невыгодное положение, навязывая неравные условия. В этой ситуации о равноправном партнерстве не может идти и речи, поскольку наши попытки наладить взаимовыгодные договорные условия поставок пресекаются со стороны торговых предприятий путем отказа от заключения договоров, — рассказывает генеральный директор ИП «Бижан» Хадиша Бижан.

Проблема непростых взаимоотношений ритейлеров и поставщиков поднималась еще в прошлом году. Если до кризиса с таким положением дел последние мирились, очевидно, компенсируя финансовые потери ежегодно растущими объемами продаж, то в условиях снижения покупательской способности заговорили по-другому. В марте 2009 года на совещании в Министерстве индустрии и торговли выступили производители, которые посетовали на «отсутствие взаимопонимания».

Тогда озвучили цифры — одно только участие в выпуске рекламной газеты обходится в 45 000 тенге. Стоимость же «входного билета», по словам предпринимателей, составляла около 5—7 тыс. долларов. Решить проблему местные власти пытались путем заключения меморандумов с ритейлерами об отсутствии входных бонусов для отечественных производителей. Прошел год — ситуация не изменилась.

«Все включено»

Давление на производителей проявляется во взимании различных поборов, вновь озвучила наболевший вопрос Х. Бижан. Среди так называемых «дискриминационных поборов» вновь фигурируют входные за открытие нового магазина, ретробонус — сборы с продукции в магазинах, оплата за присвоение нового штрихкода, транспортные расходы от магазина до регионов, различные промоакции и дегустации, которые проводятся исключительно за счет товаропроизводителей.

— Супермаркеты имеют с нашей продукции значительно больше прибыли, чем сами производители, — констатируют работники мясоперерабатывающей и колбасной отрасли, обращая внимание на тот факт, что «наценка на поставляемую продукцию составляет от 30 до 50 проц. ее стоимости».

Президент СП «Арарат» Рудик Мнацаканян присоединился к претензиям производителей колбасных изделий, подчеркнув, что тяжело приходится всем: и «алкогольщикам», и участникам рыбной, птицеводческой и даже хлебопекарной отраслей. По его данным, условия договора хотя и оговариваются «с каждым поставщиком индивидуально», но практически идентичны у крупных торговых сетей: 10 проц. просят заплатить за аренду полки, еще 3 проц. — за доставку в региональные филиалы.

— Но если ритейлер уже купил мою продукцию, то пусть сам доставляет в те точки, которые хочет. Почему мы должны еще дорогу оплачивать? — задается вопросом Р. Мнацаканян. И констатирует: — Ритейлер имеет намного больше прибыли, чем производитель.

С кризисом к этим проблемам прибавилась и еще одна: задержка по платежам за поставленную продукцию.

— Для возврата задолженности нам приходится проходить длительную процедуру досудебного и судебного разрешения данного вопроса. За последние полгода подано свыше 10 исков в такие крупные торговые организации, как оптомаркет «Арзан», SM-Market и др. Ряд наших должников собираются объявить себя банкротами, лишая своих кредиторов возможности получить денежные средства, — продолжает Х. Бижан.

Р. Мнацаканян уточняет, что задержки иногда составляют больше полугода.

— Мы уже 7 месяцев работаем с SM-Market, но до сих пор ничего не получили, — констатирует он.

Это приводит к отсутствию оборотных средств на предприятиях. Представитель ИП «Бижан» сообщила, что многие производства по этой причине работают не в полную мощность.

— Работать в таких условиях очень сложно, деньги по полгода иногда задерживают. И если торговые сети не изменят свою позицию в этом вопросе или государство не вмешается, то производители просто физически не смогут наладить производство и обеспечить высокое качество продукции, так как все это влияет на себестоимость. В итоге пострадает покупатель, — считает директор ТОО «Ассоциация крестьянских хозяйств — ЭОС» Савелий Карасавиди.

Вариантов немного

Какой процент продукции реализовывается через супермаркеты и крупные торговые сети, представители мясоперерабатывающей отрасли сказать затрудняются. Но уточняют, что для многих это основной канал сбыта, который позволяет, заключив договор с одной сетью, получить доступ сразу в несколько торговых точек по городу, а то и по республике. Очевидно, этим и объясняется тот факт, что производители терпеливо ждут оплаты.

— Конечно, пытаемся договориться, и уже были положительные решения вопросов, — рассказывает директор ТОО «Food.kz — Первомайские деликатесы» Эрлан Бажанов. — Если торговая сеть действует, продает товар, то в любом случае (пусть даже через 6—9 месяцев) деньги выплатят, конечно, если заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве. Но если люди умышленно пошли на создание торговой сети, выкачали деньги из поставщиков и ничего не заплатили, то разговоры бессмысленны.

Генеральный директор «Халал Султан» Бинали Бадалов добавил, что «супермаркеты имеют огромные доходы за счет производителей и при этом держат наши деньги». Есть и еще одна проблема, по его мнению, — это большое количество магазинов-однодневок, которые берут товар и не возвращают за него деньги.

Вот и выходит, что работа с маленькими магазинами — не спасение от поборов супермаркетов, так как договоры с последними хотя бы дают гарантии того, что завтра ритейлер не исчезнет со всем объемом поставленной продукции.

На «круглом столе» прозвучала идея создания отдельных отраслевых магазинов. Вот только большинство производителей согласились: потребители привыкли к большому ассортименту в супермаркетах, да и торговля — процесс сложный, требующий навыков и умения.

Закон в помощь

«Надо изменить правовое поле отношений между ритейлерами и производителями», — считает директор Алматинского городского филиала национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Светлана Идрисова, которая сообщила, что закон о торговой деятельности уже прошел мажилис, а осенью будет рассматриваться в сенате.

Представители Форума предпринимателей Казахстана на одном из «круглых столов», посвященных обсуждению закона, констатировали: существующая редакция благоволит скорее к производителям, нежели к торговым сетям. Тогда это объясняли тем, что закон был фактически списан с аналогичного российского документа, а там «лобби производителей оказалось значительно сильнее».

Среди «революционных» положений — официально прописанный запрет на принуждение к оплате за рекламные места в листовках и журналах, требование платы за нанесение новых штрихкодов, а также принуждение к предоставлению скидки с учетом срока реализации товара. Планируется также четко регламентировать сроки оплаты торговыми сетями и крупноформатными объектами за взятый на реализацию товар в зависимости от срока годности. Продовольственные товары, срок годности которых менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней со дня приемки.

Впрочем, производителей и такая редакция законопроекта устроила не на сто процентов. Они настаивают на том, чтобы более четко были прописаны наказания и штрафы за нарушение этих положений.

Повлиять на ситуацию в отрасли сетевого ритейла обещает приход на казахстанский рынок центров оптовой торговли METRO. Дескать, все эти поборы — от несовершенства отечественного рынка, и крупный игрок, работающий по западным стандартам, заставит и другие торговые предприятия пересмотреть свою политику. Впрочем, в отношении METRO мнения до этого выступавших одним фронтом производителей разделились.

— Сеть METRO еще даже не открылась, а уже условия ставит. По некоторым данным, если другие сети берут 10 проц. за аренду полок, то в METRO будут брать 6 процентов, — говорит Р. Мнацаканян. — Хотя говорят, что в Астане они плату не берут. Очевидно, дурной пример алматинских ритейлеров заразителен…

На защиту METRO встала Х. Бижан, которая сообщила, что «они оплачивают день в день», но после попыток уклониться от прямого ответа все же призналась: о 6 проц. речь действительно идет. С. Карасавиди прокомментировал это заявление, заметив, если «платят вовремя, то и производителю больше ничего не надо…». Нужно подождать принятия закона — вот основная мысль, звучавшая на «круглом столе».

Кстати, генеральный директор METRO Kazakhstan Стивен Кригер в беседе с "Ф" информацию производителей опроверг:

— Я не могу говорить за другие сети, но что касается METRO, то проблем с казахстанскими производителями нет. Их продукция у нас широко представлена, кроме того, есть программа помощи местным производителям, включающая консультации по поводу упаковки, санитарных норм, температурного режима и т.д.

— А что касается платы за аренду полок?

— METRO это не касается…

Источник: Ксения МИХАЙЛОВА, "Фокус"