На эти и другие вопросы отвечает начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Максут ИСАХОВ.
– Будет ли въезд в центр Алматы платным?
– Этот вопрос пока только рассматривается. Однако если он даже будет введен, то лишь внутри большого скоростного транспортного кольца. По нему все едут бесплатно, а за въезд внутрь, возможно, придется платить. И иногородним, и алматинцам. Но это далекая перспектива.
Сейчас мы строим большое скоростное транспортное кольцо, его протяженность 39 километров, и состоит оно из четырех улиц: Восточной объездной, Аль-Фараби, Саина и Рыскулова. Там не будет наземных пешеходных переходов и светофоров, поэтому автомобильный поток сможет идти с высокой скоростью. Сейчас в городе имеются 22 развязки, но для того, чтобы полностью замкнуть кольцо, нужно построить еще две: на пересечении Рыскулова – Емцова и Рыскулова – Кульджинский тракт. Для чего это делается? Мы зажимаем в центре транспорт, выделяем спецполосы для общественного, строим велодорожки, а также организуем платные парковочные места. В текущем году уже построено 3 тысячи, а в следующем к ним добавится еще 10 тысяч платных парковок. Все это создаст неудобство для водителей частных машин, но мы даем им альтернативу. После завершения строительства большого транспортного кольца в 2019 году автолюбители смогут быстро беспрепятственно попасть в любую точку города на общественном транспорте.
– Не являются ли все эти неудобства попыткой надавить на водителей и заставить их отказаться от своих авто?
– Мы к этому и двигаемся, чтобы отказаться от собственных машин и пересесть на общественный транспорт. У нас менталитет такой, когда частный автомобиль символизирует успешность человека. Но это же неправильно. Чтобы купить средний автомобиль, надо потратить около 20 тысяч долларов США. Однако как только покупатель выезжает из салона, то машина сразу теряет в стоимости 15–20 процентов. Плюс еще затраты на обслуживание, транспортный налог, бензин и т. д. Зачем все это, если есть общественный транспорт?
– В Алматы зарегистрировано более 530 тысяч авто, ежедневно к нам въезжает еще от 200 до 250 тысяч машин из других регионов республики. Многие из иногородних водителей плохо ориентируются в городе, водят небрежно и создают аварийно опасные ситуации. Нельзя ли запретить приезжим въезд в город?
– Этот разговор постоянно идет. Поэтому хотим построить три автовокзала, а рядом – бесплатные паркинги для машин приезжих. Каждый – на 5 тысяч мест. Западный автовокзал – со стороны Каскелена, восточный – со стороны Талгара и северный – со стороны Капшагая. На 2017 год у нас выделены деньги на выкуп земли там, где планируется построить западный и восточный автовокзалы. Строительство северного возьмет на себя частная компания, у которой там имеется собственный земельный участок. Мы привяжем к автовокзалам маршруты общественного транспорта. Тогда приезжим водителям будет проще оставить свои машины на бесплатных стоянках и пересесть в автобус, чем самим ездить по городу. Для удобства пассажиров мы направили в парламент предложение о внесении в Закон об автомобильном транспорте понятия “дифференцированный тариф”. Это когда гражданин берет один раз билет, допустим, в автобусе, но в течение определенного времени может передвигаться и на других видах транспорта. Такое практикуется в некоторых европейских странах.
– Что делать с иногородними таксистами? Большинство из них не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и не платят налогов, машины у них старые, дымят, ухудшая и без того далеко не блестящую экологическую ситуацию...
– На прошлой неделе я приглашал руководителей городских компаний такси, которые занимаются пассажирскими перевозками. Мы вместе прорабатывали ряд вопросов. Все они – за платные парковки. Сказали, что своим сотрудникам возьмут месячные абонементы, а вот для приезжих это будет накладно. Кстати, руководство спецтехпаркинга, возможно, разработает для алматинских таксистов особые условия. Надо, чтобы они выиграли в споре с приезжими конкурентами.
– На улице Сатпаева в западном направлении, после пересечения с улицей Наурызбай батыра, осевая линия заметно сдвинулась, и появилась третья полоса, для поворота налево. Скажите, для чего это было сделано?
– На самом деле изменение разметки намечено от проспекта Достык и до улицы Байтурсынова. Это связано с тем, что движение на перекрестке Сатпаева – Сейфуллина очень напряженное. Мы ввели на светофоре новый график режима, а на проспекте Сейфуллина сделали дополнительную, четвертую полосу для поворота направо. Последние замеры показали, что нововведения позволили увеличить скорость транспортного потока на 12 километров в час.
– Появятся ли еще в Алматы улицы с односторонним движением и на каких будут выделены спецполосы для общественного транспорта?
– Сейчас мы заказали казахстанской и российско-германской компаниям комплексную схему организации дорожного движения. И на прошлой неделе они презентовали предварительные итоги своей работы. Там указаны велосипедные дорожки, тротуары, выделенные полосы для общественного транспорта, дороги с односторонним движением, режимы работы светофоров и остановочные комплексы. А также места, где необходимо пробить или построить новые улицы. Кстати, если одностороннее движение будет организовано с юга на север, то полоса для общественного транспорта должна идти в противоположном направлении. Как на улице Жангильдина.
Всего же улиц с односторонним движением предлагается создать 4 или 5, и они обязательно должны быть парными. Но ответить на вопрос, какие именно улицы станут односторонними и где выделят спецполосы для общественного транспорта, я пока не могу. Всё станет ясно после того, как мы получим (ориентировочно в апреле 2017 года) окончательное заключение и проведем общественные слушания.
– Наземный пешеходный переход на проспекте Сейфуллина, ниже моста на пересечении с проспектом Райымбека, полностью парализует движение в обоих направлениях. Неужели нельзя возвести тут надземный пешеходный переход?
– Мы уже провели тендер и определили подрядчика. Проект называется: “Пробивка улицы Фурманова до улицы Жансугурова”. Это позволит разгрузить проспект Сейфуллина. Кроме того, на пересечении Жансугурова – Сейфуллина планируется новая транспортная развязка.
Наш собеседник приглашает своего подчиненного – заведующего отделом – и спрашивает, почему нет надземного пешеходного перехода? Оказывается, там очень близко расположены сети водопровода и теплотрассы, поэтому установить опоры для перехода нет возможности.
– Впрочем, – продолжает Максут Исахов, – во время реконструкции путепровода на Сейфуллина – Райымбека развязки, наверное, можно будет обустроить и пешеходный переход.
В общем можно сказать, что планы по очистке алматинских улиц от машин и автолюбителей у городского руководства весьма и весьма впечатляющие.
Да, исправлять экологическую ситуацию в Алматы давно пора. Да, чем меньше машин, тем меньше выхлопа, меньше аварий, меньше смертей. Да, иногородние водители создают для алматинцев массу проблем. Но, с другой стороны, как быть, если, допустим, надо отвезти детей в школу? А если ребенок не один, а их трое, и школы разные? Ждать автобус? А если человек занимается предпринимательской деятельностью и ему приходится закупать товар ранним утром, когда общественный транспорт еще не вышел на линию? На себе тащить, что ли? Да и мало ли для чего еще может понадобиться собственная машина? Не будем забывать, что немало горожан у нас – самозанятые, им личная машина необходима как воздух. Кроме того, автовладельцы платят в казну транспортный налог, являются постоянными клиентами станций технического обслуживания, техосмотра и постоянно покупают бензин. Короче говоря, создают немало рабочих мест. И отказ хотя бы четверти алматинских водителей от своих “железных друзей” может повлечь за собой спад спроса на продукцию и услуги всех вышеперечисленных категорий предпринимателей. И тогда городской и государственный бюджеты имеют все шансы недополучить налоги. Так что прежде чем вводить какие-либо новшества, наверное, надо все хорошенько обдумать и посчитать?