За удовольствия придется платить: что не так в налоге на роскошь, который хотят ввести

В этот же день сенатор казахстанского парламента Марат Бахтиярулы предложил ввести в стране налог на роскошь: “За 30 лет независимости мы стали свидетелями значительного разрыва между богатыми и бедными. Речь о яхтах, самолетах, элитной недвижимости, драгоценностях, дорогих автомобилях… Наши состоятельные граждане должны нести социальную ответственность перед народом”.

В Госдуме этот закон принять пытались 5–6 раз, но как-то не прокатывало. В Казахстане налог на роскошь – раза четыре. Но тогда были нефтяные годы “тучных коров”. А потом грянули кризисы, санкции, девальвации, падение цены на нефть и тут еще – оп-па! – коронавирус. Чем госбюджет наполнять?

Российские парламентарии постановили: у кого годовой доход до 5 миллионов рублей в год – бог с тобой! Будешь отдавать в казну 13 процентов, как и раньше. У кого больше 5 миллионов – сначала сдерут эти 13. А следом – 15 процентов с той суммы, которая превышает 5 “лямов”. И эти деньги пойдут на лечение тяжелобольных детей.

В Казахстане, похоже, еще не определились, куда направить выручку от дани на роскошь: дырок в бюджете много, а затычек – мало. 

Богатые тоже платят. Но не всегда и не везде

– Да никакое “ой” и ничего не начнется, – экономист Максим Калимуллин скептически хмыкает. – Тут, похоже, речь о двойном налогообложении. Допустим, у нашего казахстанского олигарха яхта и самолет с вертолетом зарегистрированы в Монако, Германии или Великобритании. Он там платит налоги. А теперь еще и здесь? С какого перепугу? Если яхта перелетит в Нур-Султан и самолет совершит посадку там же – тогда да, видимо, наступает налоговая ответственность.

– А что насчет элитной недвижимости, драгоценностях, суперавто?

– А что такое в наших реалиях “элитное жилье”? Семья с 5–6 детьми на 200–300 квадратных метрах в своем доме – это “элитка”? Если у хозяина большого фермерского хозяйства внедорожник с двигателем в 4–5 литров и ему надо мотаться каждый день по своим участкам – это роскошь? А бабушкины золотые серьги и дедушкины перстни – это не фамильное достояние, а драгоценности, подлежащие декларированию? Сколько шкур и почем надо драть с одного “барана”, как это будут официально оформлять при введении в стране всеобщего декларирования доходов – пока неясно. Я даже боюсь говорить о вероятном скором декларировании расходов наших госслужащих. Вы знаете, когда это произойдет точно?

– Я – нет.

– Вот и я не знаю. Но могу привести пример. В скандинавских странах для олигархов – шкуродерные налоги. В Великобритании – такие же людоедские. Но англичане нашли лазейку: по закону, если человек живет и работает за границей более полугода, то подоходный налог на его заработок снижается. Знаменитая рок-группа “Роллинг Стоунз” специально гастролирует по миру чуть ли не годами уже лет 35–40, чтобы не платить в королевскую казну! И не только эти великие музыканты. Таких артистов много сейчас. Особенно в период брексита и коронакризиса. Лазейки всегда можно найти.

– Максим, вы считаете, что налог на роскошь в Казахстане не сыграет?

– Сейчас на апашек-аташек зарегистрированы дорогущие внедорожники, недвижимость, уйма земельных участков. Думаю, не все они сами об этом знают. Если у нас введут налог на роскошь, то некоторым господам придется изучать не таблицу умножения, а таблицу деления. Потому что делиться с государством все равно придется…

От списка “Форбс” до списка на пособие

В начале сентября специальный докладчик ООН по проблемам бедности и правам человека Оливье де Схутер заявил, что “экономические и социальные последствия пандемии в мире только набирают обороты, худшее – впереди… Государственная поддержка во многих странах страдает изъянами и носит краткосрочный характер. В результате многие граждане не попадают в поле зрения властей. Люди не могут получить помощь из-за недостатка компьютерной грамотности или отсутствия доступа к Интернету”. В итоге, сказано в докладе ООН, каждый десятый землянин может оказаться в состоянии “крайней бедности”.

В конце сентября лидер парламентской фракции “Ак жол” Азат Перуашев заявил, что каждый восьмой казахстанец живет на грани нищеты.

“По данным Всемирного банка, в текущем году количество граждан РК, выживающих за чертой бедности, увеличилось на 800 тысяч человек… Это страшные и недопустимые цифры для нефтедобывающего государства”.

Через месяц Центр развития трудовых ресурсов министерства труда сообщает: потребительские расходы населения во II квартале 2020 года сократились на 5,6% в сравнении с I кварталом. При этом расходы на продовольственные товары выросли на 2%. На лекарства и медикаменты, по сравнению с I кварталом, – на 25%. Причем разница по регионам более чем значительная. Что казахстанцы обязаны указать в декларации о доходах

Кстати, в конце сентября министр труда и соцзащиты населения Биржан Нурымбетов сказал, что из-за ряда ограничений во время новой атаки COVID-19 в государственной поддержке будут нуждаться около 2,2 миллиона граждан Казахстана. А прогноз по безработице по итогам 2020 года составит 6,1 процента.

Неслучайно же в конце октября Президент Токаев поручил правительству и Нацбанку продлить действие программы “Дорожная карта занятости” на 2021 год с учетом недоработок, выявленных в ходе реализации первого этапа? “Конкретные предложения должны быть внесены до 1 декабря”, – сказал глава государства на VII съезде Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”.

И добавил: “Говоря медицинским языком, совместными усилиями мы смогли правильно диагностировать проблемы и выбрать нужные методы лечения…”.

– Все правильно, – Максим Калимуллин не скрывает удовлетворения. – Если капитал где-то прибавляется, то где-то убывает. Общество реагирует на такие процессы достаточно остро. Нивелировать эту разницу правительство и парламент должны были еще полгода назад, когда коронавирусная инфекция только набирала силу. Если кто-то в высоких кабинетах сразу не учуял эту большую социальную и экономическую проблему, это говорит только о том, что аналитики и прогнозисты у нас не очень хорошо подготовлены. Или подгоняли ответ под решение задачи. А в итоге решение всех проблем может стать очень дорогим для бюджета страны.

– То есть налог на роскошь?..

– А деваться уже некуда. Надо создавать новые рабочие места, поддерживать малый и средний бизнес, снижая для него ставки по кредитам. Для нашего сельского хозяйства – особенно! Кормить нас будет именно оно, а не импорт. Будете спорить?

– Конечно, нет.

– Во-о-от! Проблема в том, что у нас чаще всего видят и понимают проблему. Знают, откуда ее корни, как все сделать грамотно. Но не рискуют наступать на пятки и руки авторам этих проблем. Там же “большие агашки”, некоторые в списке “Форбс”, кто-то в парламенте, кто-то в правительстве… А теперь – налог на роскошь! Очень хочется понять, как этот закон начнет работать. И как этим доходом станет распоряжаться парламент.

АЛМАТЫ