В “Караван” на огонек зашли статные джентльмены с гитарами Сага и Куба – участники группы “Жетыген” Сагнай АБДУЛЛИН (постоянный ведущий фестиваля “Алма-Ата – моя первая любовь”) и Коблан МУСИН. Для девушек это было полной неожиданностью. А мы решили не упустить возможности пообщаться с артистами.
– Сегодня вы в “походном составе” – вдвоем. А сколько участников группы было с самого начала? Судя по названию “Жетыген”, семеро?
– Нас было и семеро, и пятеро, – ответил Сагнай Абдуллин. – Сейчас на больших площадках обычно вчетвером выступаем. А к названию особо никогда не привязывались. Первое время исполняли народные песни в современной трактовке, и однажды музыкальный руководитель коллектива Талгат САРЫБАЕВ сделал аранжировку песни “Бiр бала”, где было вступление на жетыгене. И нам пришло в голову: почему бы не взять такое название.
…Тут началась официальная часть праздничного мини-застолья. Звучали поздравления в честь дам, вручались цветы и презенты. Затем на авансцену вышли наши герои с лирическими песнями. Отпев “обязательную программу”, они перешли к концерту по заявкам. Среди праздничного шума послышался выкрик: “Мурку!”.
– Это отдел криминальной хроники заказывает? – нашелся Сага.
После того как песни были спеты, началось дамское паломничество в уголок со звездами. Выслушав благодарности и попозировав для фотоаппаратов, музыканты вновь оказались в нашем распоряжении.
Музыка вопреки
– Как получилось, что вы собрались в группу?
– Была некая среда, в которой мы росли. Я и Куба росли во дворах, где жили деятели культуры. Отец Коблана – великолепный композитор-симфонист, у меня дома тоже все музыкой занимались (отец Сагная – народный артист Казахской ССР Муслим АБДУЛЛИН. – Прим. авт.). Поэтому нас потянуло в эту сторону. И все, кто вошел в состав группы, были нашими друзьями, умели играть на каких-то инструментах.
– Сейчас, как мне кажется, музыкой стало заниматься проще: пошел и купил в магазине нужное оборудование. В советское время-то было по-другому.
– Да, с аппаратурой вообще был криминал! Мы ездили за тарелкой для барабанов на Сахалин, за югославами. Они делали турне, и, когда нам хотелось что-то у них купить, они говорили: “У нас последняя точка на Сахалине, туда приезжайте, продадим”.
А увидел бы кто-нибудь сейчас гитару “Тоника”, на которой играл Коблан! Какая-то советская мебельная фабрика решила наладить побочное производство и стала выпускать гитары. Ее не поднимешь – вот такой массив дерева!
– Как же тогда музыка появлялась, вопреки всему?
– Музыка живет независимо от того, есть у тебя хороший инструмент или нет. Как, по-моему, Утесов сказал: “Не имей Amati, умей играти”. Хотя лучше иметь Amati и на нем учиться.
На пятачке с подругами
– А где вы в то время тусовались?
– На пятаке!
– Где?!
– В парке напротив “Детского мира”. Там в одном месте кругом стояли скамейки, а посередине – клумба, которая напоминала пять копеек. Это и был наш пятачок. Туда народ съезжался со всего города. Приезжали попеть, послушать музыку, пообщаться. Естественно, девушки приходили. Так проще было ухаживать – только пару аккордов возьмешь… Куба так и познакомился со своей супругой.
– Расцвет эстрады пришелся на 70–80-е годы, были интересные музыканты. Потом наступили 90-е, и началась такая голимая попса, резко упал профессионализм.
– В наше время не было фонограмм. Даже на телевидении мы пели вживую. Если облажаешься, это пойдет в эфир. А во время перестройки хлынула волна фонограмм, и началась та самая попса. Раньше, чтобы появиться на сцене, надо было владеть инструментом или иметь аккомпанирующий ансамбль. Сейчас этого не надо. Пришел на студию, тебе набрали минус, если поешь криво – на компьютере выпрямили. Как сказал один товарищ: сейчас, чтобы петь, нужно иметь рот. А раньше надо было иметь образование за плечами.
– А почему тогда эта попса народом востребована?
– Понимаешь, народом много чего востребовано. Как сказал пианист Петров, вы поставьте на Красной площади женскую раздевалку и сделайте вот такую дырочку, очередь будет больше, чем в мавзолей. Людей надо воспитывать. Иначе мы вообще скатимся черт знает куда.
…Сделав еще несколько кадров на память, музыканты засобирались домой. Дома их ждали свои дамы. А наши в приподнятом настроении пошли кто по своим делам, кто дальше делать самую многотиражную газету страны…