"За себя и за майнера": почему в Казахстане дорожают тарифы на электроэнергию

Энергетики уверяют, что майнеры используют исключительно излишки генерируемой электроэнергии, и вообще они «санитары нашей энергетической системы». Но есть цифры, над которыми стоит задуматься: по данным Минэнерго, «плановый импорт электрической энергии РК в 2023 году должен был составить 3,1 млрд кВтч, в том числе для субъектов цифрового майнинга – 1 млрд кВтч». То есть треть той энергии, что мы импортируем, идет на добычу криптовалют?

В соседней России электроэнергию покупают в среднем по 26 тенге за кВтч, а продавать майнерам ее будут за 2 тенге за кВтч. То есть энергетические компании могут получить убыток в 24 млрд тенге. Такие расходы должен кто-то компенсировать. И, по всей видимости, делать это будем мы с вами.

Получается, чем больше добытчики «крипты» будут покупать энергии, тем дороже для нас будут стоить киловаттчасы.

Представители министерства указали в ответе на запрос, что в последние пять лет действующие электрические станции в Казахстане не покрывают необходимую потребность в электроэнергии, и в часы пиковых нагрузок возникают случаи дефицита в энергосистеме Казахстана. Приходилось делать «перетоки электроэнергии» из сопредельных государств, в основном из Российской Федерации.

«Необходимо отметить, что импортные поставки осуществляются исключительно для функционирующих на территории страны субъектов цифрового майнинга и для локального покрытия недостающих мощностей. При этом цена на импортируемую электрическую энергию зависит от часов поставки», - пишет министерство.

Кстати, по данным нашего главного российского поставщика - ПАО «Интер-РАО», в 2023 году компания экспортировала в Казахстан рекордные 4,7 млрд кВТч электроэнергии, а не 3,1 млрд кВтч, о которых пишет министерство. И сколько реально идет на майнинг, неизвестно.

По мнению экономиста Марата Абдурахманова, майнеры в Казахстане, как и некоторые энергоснабжающие компании, имеют сверхльготные условия:

«Рынок электроэнергии у нас непрозрачный. Имеется система скрытого субсидирования, при которой одним субъектам сдерживают или снижают тариф за счет других, есть единый закупщик с разными закупочными ценами, есть KEGOC, местные РЭКи с энергосбытами (иногда по несколько штук в одном регионе). Система работает таким образом, что все долги и износ перекладываются на конечных рядовых потребителей, а небольшая группа ЭСО и отдельные предприятия имеют сверхльготные условия.  Специальный тариф для «майнеров» - из этой части. Многие годы энергетики предлагают правительству отказаться от такой системы и вернуться к рыночному ценообразованию с включением электроэнергии в социальные стандарты. Однако госорганы не идут им навстречу. Поскольку мы все видим явную несправедливую систему тарифообразования, то логично, что её лоббируют именно те, кто получает от неё свои сверхприбыли» , - прокомментировал он.

На сегодняшний день стоимость электроэнергии выросла в области Абай, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях, и в будущем такая тенденция продолжится. Понятно, что не только майнеры в этом виноваты, но они являются одной из основных причин увеличения тарифов

Если добытчики криптовалюты так нужны для страны (повышают международный рейтинг, держат энергосистему в тонусе, обеспечивают прирост ВВП), тогда должно быть справедливое адресное субсидирование потребителей, о котором говорил президент. У нас же такую помощь получить очень сложно, нужно собрать большое количество документов, да и конечный результат может не оправдать ожиданий. АСП выделяют семьям с месячным доходом на каждого члена семьи ниже черты бедности (70 % от прожиточного минимума или 30 384 тенге на человека). Получить субсидирование можно только после того, как специальная комиссия проверит материальное положение семьи и убедится, что она нуждается в дополнительной поддержке. Размер АСП рассчитывается индивидуально - это разница между чертой бедности и среднедушевым доходом семьи. Важный момент! При расчете доходов семьи не учитываются банковские кредиты и ипотека. А у нас чуть ли не вся страна закредитованная. И если майнерам пошли навстречу, то, возможно, и систему получения соцпомощи нужно пересмотреть.