С холодным оружием он бегал по площадке, как затравленный серый волчонок. Злость, обида и месть управляли его детским сознанием.
Казалось, что этот малец мог свободно пырнуть ножом любого вставшего у него на пути человека. Любого. Даже взрослого. Но кто довел ребенка до такого состояния? Что произошло всего минуту назад между сверстниками? Какая черная кошка пробежала между малолетними соседями и что теперь делать отцам драчунов, чтобы тоже не схватиться за томагавки, не наломать дров и не сесть после этого в тюрьму?
Психологи утверждают, что все базовые черты личности развиваются до шести лет. Поэтому как ребенок будет относиться к обучению в школе и вести себя на улице, зависит исключительно от нас – родителей. В чем конкретно упущения в семье и школе того мальчишки, который после небольшой ссоры во дворе не поленился сбегать домой за оружием, вернуться во двор и попытаться отомстить обидчикам?
Картина маслом в багровых тонах
Пацан с ножом в руках рычит как тигр и демонстративно надувает щеки. Дворовые мальчишки постарше азартно потирают руки: мол, сейчас прольется чья-то кровь. На шум сбегаются гуляющие с грудничками мамаши и подливают масло в огонь: “В полицию надо срочно звонить! На учет ставить всю его семью. Куда только смотрят родители и школа? Совсем контроль над ребенком потеряли. Сегодня он вышел во двор с ножом, а завтра, возможно, еще чего похуже сотворит…”. 306 родителей наказали за отсутствие контроля над детьми в Алматы
В разгар соседских боев без правил вовремя вмешались охранники жилого комплекса. Им удалось отобрать нож у мальчишки и отвести его домой. Через пару минут из окна на первом этаже раздался душераздирающий крик, вызванный, скорее всего, отцовским ремнем, больно гуляющим по спине нашкодившего забияки.
Но разве это выход? Многие родители просто не знают или не хотят знать, как правильно воздействовать на ребенка в определенных ситуациях, как обеспечить ему или психологическую поддержку, или физическую защиту. Что именно надо сказать и сделать, не унижая ни своего ребенка, ни соседского?
“Бомба” мужских разборок
На следующий день после ЧП я, как сосед по двору, переступил-таки порог той квартиры, откуда раздавались плач и ругань. Отец малолетнего хулигана тяжело поднялся с дивана, нахмурил брови, вышел в коридор. Я постарался в очень спокойном формате высказать ему в глаза все опасения и тревоги возмущенных жителей, предположив, что мог страшного натворить во дворе кухонный нож в руках его сынишки. С чего начинаются кривые дорожки наших детей и как уберечь их от неверных шагов
– Ну и чего вы хотите добиться? Я только что с вахты вернулся, устал. Если меня соседи осуждают за то, что своего ребенка плохо воспитываю, так это мое сугубо семейное дело, а не чье-то еще.
– Это дело из семейного может превратиться в уголовное.
– Ну и что?!
– В тюрьму, говорю, посадить могут.
– А вам-то что с того? Это наша жизнь, и распоряжаться ей не вам. Не надо лезть ко мне с прокурорскими вопросами. Сами разберемся. Без соседей.
Понимаю, что продолжение диалога с таким уставшим папашей может закончится плачевно. Причем для обоих. Бикфордов шнур уже вплотную подобрался к “бомбе” и во взрослых мужских разборках.
Кто виноват и что делать?
– Трудности в общении со сверстниками испытывают дети в тех семьях, где царит атмосфера равнодушия к интересам ребенка, где родители избегают активного и ответственного участия в воспитании. Ребенок, пребывающий под прессом родительского равнодушия или родительской тирании, лицемерен, и его протест перерастает из ожесточения в злобу. Одновременно навсегда утрачивается его чувство собственного достоинства, – комментирует начальник управления образования г. Алматы Гульнар ХОДЖАБЕРГЕНОВА. – А если семья живет в любви, уважении и взаимопонимании, чуткости и солидарности, то у ребенка формируется адекватная самооценка, он уверен в себе, у него есть желание хорошо учиться, он хочет и умеет дружить с одноклассниками, с уважением относится к педагогам. Когда подрастет, он поставит перед собой высокие цели и будет целеустремленно их добиваться. Это аксиома.
– Как помочь ребенку? Как уберечь его от опасностей, которые могут возникнуть на жизненном пути?
– Именно об этом мы и говорили на прошедшей недавно конференции “Казахстанские родители XXI века: стань примером своему ребенку”.
Мы старались и стараемся донести до каждого родителя наших учеников, что наступление подросткового периода в развитии ребенка связано со значительной перестройкой его физиологии, психических реакций и поведения. Совсем не случайно психологи называют подростковый возраст кризисным. Он существенно отличается от предыдущих, происходящих в жизни ребенка в три года, а затем в семь лет. По сравнению с ними подростковый кризис является гораздо более острым и продолжительным. От того, как ребенок справится с ним, какую помощь от своих родителей он получит в этот сложный период, зависит очень многое.
Надо поднимать его самооценку, укреплять веру в свои силы и способности, поощрять успехи, а не зацикливаться на одной лишь критике промахов в учебе и поведении. Не срываться на крик. Не лгать себе и ему. Не увеличивать пропасть непонимания. И, конечно, не забывать, что подросток очень чутко улавливает и остро реагирует на эмоциональное состояние родителей. Если взрослые не научатся справляться с собой, будут сеять ажиотаж и панику, то подросток неизбежно заразится этими неконструктивными состояниями и в самый ответственный момент уйдет в эмоциональный ступор. Так что всем родителям надо очень постараться быть доброжелательнее к детям, и тогда все обязательно наладится.
Что бы ни случилось, мы тебя любим!
Каждый современный родитель должен быть заинтересован в том, чтобы его ребенок хорошо учился, был мотивирован на разностороннее развитие, умел грамотно распоряжаться своим временем, владел навыками эффективного общения, стремился наладить дружеские отношения со сверстниками, а не бежать сломя голову домой за острым кухонным ножом, если во дворе возникла мальчишеская потасовка.
А еще, по словам педагогов-психологов, родители должны задуматься, насколько их требования и ожидания соотносятся с возможностями подростка. Не надо ориентировать его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите определить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Умейте создать правильное, мотивирующее, успокаивающее поведение и вселяйте уверенность в ребенка.
- Я уверен, ты справишься! Всё будет хорошо! Не волнуйся, будь спокойнее! Держись!”. “Ты – умный и сильный! Я тобой горжусь!, – вот каким должно быть родительское напутствие.
Алматы