За поставки битума из России в Казахстан бизнесмены получили длительные сроки заключения

Расследование и судебные разбирательства длятся третий год. Подсудимые признавать свою вину не намерены. Происходящее они расценивают как рейдерский захват бизнеса, который нужен неким крайне заинтересованным лицам.

В сентябре 2017 года сотрудники полиции задержали на трассе Уральск – Атырау 5 автомашин с российскими номерами, груженных нефтепродуктами.

По документам поставщиком груза была российская фирма. Заказчиком выступало казахстанское ТОО “Sundex”, директором которого был Кайрат Намазбаев. Его и еще пятерых человек обвинили в незаконной транспортировке битума из России и переработке нефти без документов.

Среди фигурантов дела оказался и Тимур Калиев – руководитель российской фирмы, которая поставляла нефтепродукты в Казахстан.

Весной нынешнего года специализированный межрайонный суд по уголовным делам вынес обвинительный приговор, в результате которого все шестеро подсудимых были признаны виновными в незаконной перевозке битума и приговорены к различным длительным срокам наказания.

Бизнесмены подали жалобу в вышестоящую инстанцию с требованием оправдать их.

Апелляционная коллегия по уголовным делам отменила приговор суда первой инстанции ввиду нарушений, выявленных в ходе рассмотрения дела, и направила его на новое рассмотрение в тот же суд. Рейдерство или хозяйствующие споры: пассажиры джипа с табличкой "Акимат" захватили асфальтный завод в Капшагае

– Мы всего лишь предприниматели, которые честно занимались бизнесом. Следствие не берет во внимание то, что ввоз битума не является преступ­лением. Более того, мы оказались жертвами рейдерского захвата. В 2017 году ввозом битума из РФ занимались пять компаний, но почему-то преступной группой хотят признать только нас. Может быть, потому что мы никому не давали откатов и взяток и поэтому у нас были низкие цены? Кого-то это явно не устроило, – заявил в суде Кайрат НАМАЗБАЕВ, которого обвиняют в создании организованной преступной группы.

Еще один подсудимый – предприниматель Тимур Калиев из зала суда от безысходности обратился к руководству России с просьбой вмешаться в ситуацию.

– Остановите это безобразие! Я обычный предприниматель, который хотел заниматься бизнесом, получать прибыль, обеспечивать свою семью, в итоге они живут на пенсию бабушки и зарплату мамы, – заявил Тимур КАЛИЕВ.

Государственный обвинитель изначально занял жесткую позицию в отношении подозреваемых. В суде в качестве меры наказания подсудимым он запросил от 14 до 16 лет лишения свободы.

И когда судья ушел в совещательную комнату для вынесения приговора, родственники Кайрата Намазбаева устроили пикет у здания областного суда с тем, чтобы привлечь внимание общественности к происходящему.

– Мой сын работал честно, вся документация имеется, налоги оплачены, никого не убивал, не грабил, не обманывал. Почему он и другие ребята должны отвечать за преступления, которые не совершали? – заявила мама подсудимого Кайрата Намазбаева Зулхия КАЛМЕНОВА.

В конце прошлой недели суд огласил приговор. Кайрата Намазбаева суд признал виновным по 4 статьям. Кроме незаконной транспортировки нефтепродуктов ему вменяется уклонение от уплаты налогов, создание и руководство организованной преступной группой.

Ему назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы в исправительном учреждении средней безопасности без конфискации имущества. Еще четверо подсудимых получили по шесть лет лишения свободы, и только один приговорен к 1,5 года.

Также суд вынес частное постановление в адрес троих свидетелей, показания которых вызвали у суда сомнения в их правдивости. Государственное обвинение и суд заподозрили, что свидетели изменили свои показания с тем, чтобы увести от ответственности подсудимых.

Приговор вызвал у уральцев неоднозначную реакцию. Возможно, поэтому судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам ЗКО Кайрат УТЕШЕВ посчитал необходимым прокомментировать свое решение.

– Существует межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном. На момент совершения преступления действовало соглашение между правительствами Казахстана и России о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан. Согласно протоколу, нефть и нефтепродукты запрещено вывозить из России и ввозить на территорию Казахстана. Битум – в том числе.

5 сентября 2017 года в Уральске было задержано пять автомашин с битумом. На месте были изъяты образцы, и лабораторные исследования показали, что в цистернах находился битум. Водители предоставили документы, выданные российской фирмой “Номад Инвест”, руководителем которой являлся Тимур Калиев, в адрес ТОО “Сандекс” Кайрата Намазбаева.

В этих сопроводительных документах указано, что в машинах перевозится РБВ (резинобитумное вяжущее). Во время доследственной проверки было установлено, что контрагентам фирмами Намазбаева поставлялся не РБВ, а битум.

Ввозился в Казахстан он как РБВ, а продавался как битум, – рассказал судья Кайрат Утешев.

Что касается того, что расследованием дела занимался КНБ, то, по словам судьи, изначально были подозрения в транснациональном характере преступления, однако в последующем, в суде, эти подозрения были сняты.

Между тем сторона защиты неоднократно заявляла, что после задержания подсудимых поставка битума в Казахстан не прекратилась.

– Мы сделали запрос. Битум продолжают ввозить из России. Это продолжается до сегодняшнего дня. Значит, этот битум принадлежит не Намазбаеву, а иным лицам, предположительно, конкурентам Намазбаева. На юридическом языке это звучит, как передел рынков сбыта, – отметил в суде адвокат Рашид ХИСАМЕТДИНОВ.

Подсудимые и их защитники намерены обжаловать приговор.

Уральск