Зря чиновники не обратили внимание на одну ремарку в послании президента Токаева народу Казахстана 1 сентября. В ней не столько поручение правительству и парламенту, сколько предупреждение: кто не справился с поставленными задачами, тут не я виноват.
Адресовано это было всем министрам и акимам. Сначала несколько цитат главы государства, а потом начнем «разбор полетов».
«На исполнительной власти лежит ответственность за реформы. Она в первую очередь нуждается в трансформации. Во-первых, подготовка и исполнение отраслевых решений. Персональная ответственность за результат будут целиком возложена на министров и акимов, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с Администрацией президента».
Последнее замечание очень существенное. Часто министры и акимы обращаются в Акорду за «консультациями» при принятии решений, чтобы обезопасить себя от возможных ошибок. Но там работают люди, которые могут не знать деталей ситуации, местных вариантов решения проблемы. Иная такая рекомендация из АП может похоронить любой проект. Клерки в Акорде же не знают всех нюансов в регионе.
Шансы есть?
В начале августа в ответ на депутатский запрос фракции «Ак жол» премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что «законодательное закрепление личной материальной ответственности лиц и субсидирование затрат предпринимателей при незаконных решениях госорганов, повлекших ущерб бизнесу, видится нецелесообразным».
Сравнивать это заявление и слова в послании – бессмысленно.
Если госчиновники своими неверными (а иногда и коррупционными) решениями нанесли ущерб не только бизнесменам, но и рядовым гражданам и даже бюджету страны, то, видимо, пора переходить к каким-то другим мерам?
На том же заседании в качестве примера Алихан Асханович привел несколько статей различных кодексов РК: типа, каждый госслужащий имеет право на ошибку. Кому, как не ему, бывшему командиру агентства по статистике, видеть разницу между результатами реальными и «нарисованными»?
Пострадавшие от ошибок госорганов, по словам главы правительства, могут обратиться в суд. «Вред, причиненный в результате издания госорганами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда независимо от вины госорганов и должностных лиц, издавших акт. Такой вред возмещается государством». И добавил, что государство, «принимая на себя бремя ответственности за вред, причиненный в результате деятельности должностных лиц, имеет правовые возможности применения определенных последствий к непосредственному нарушителю».
Прокомментировать ситуацию «Караван» попросил юриста Алексея Шмидта.
Шансов нет!
- Премьер-министр юридически все правильно сказал. Но по действующему законодательству истребовать ущерб, понесенный налогоплательщиком от действий автора тех или иных госактов, практически невозможно. Во-первых, все проекты и программы пишут рядовые клерки. Потом эти документы редактируют начальники отделов. Потом читают юристы и экономисты в министерствах и акиматах. И только потом эти документы подписывает министр или аким. Отсюда, во-вторых, вопрос: на каком этапе произошла ошибка? Кто виноват в большей степени – мелкий чиновник или средний, который писал проект? Если следовать логике – то главный бастык. Любой министр или аким должен понимать, что подписывает.
- Тогда с него и спрос!
- Как показывает практика, они часто находят вполне аргументированные оправдания. Тут много возможностей и вариантов. Долго рассказывать.
- То есть никаких шансов взыскать ущерб?
- Было несколько случаев, когда предприниматели судились с местными исполнительными органами – в Караганде, Алматы, Астане, Актобе… Что-то где-то частично удалось отбить. Но дорого им эти победы обошлись – судебные пошлины, адвокаты…
- Алексей Николаевич, получается, у граждан РК нет шансов выиграть в суде спор с госчиновниками?
- Формально есть. Если вы говорите о проваленных госпрограммах, которые обещали, например, много воды жителям аулов, где ее не было и её так и не поставили до сих пор – там есть возможность выиграть суд. Вот жамбылские фермеры, которые потеряли урожай из-за нехватки воды, подготовили иски в суды.
- Ну, допустим, выиграют. После этого построят им водоводы и водохранилища?
- Если в бюджетах – республиканском и местных – денег на это не заложили, то не построят.
Грабли продолжают выполнять свою вторую функцию
- Если вы забыли, то напомню. В конце марта на совместном заседании палат парламента Токаев жестко раскритиковал чиновников, которые боятся брать на себя ответственность за свои решения. Перекладывают ее на подчиненных.
- Это когда Касым-Жомарт Кемелевич сказал, что дебюрократизация госаппарата так и не состоялась? Что важные документы тонут в рутине согласований, хотя все условия для этого были созданы?
- Вот-вот! Но опять же хочу напомнить вам два аспекта. Первый: формальные наказания для министров и акимов, которые не реализовали запланированные проекты, существуют. Это выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии ну и подобные кары. Просто слова. Да, несколько министров у нас «дотрудились» до реальных сроков. Бюджет страны потерял миллиарды тенге. Но за ошибки в реализации программ, как отметил премьер-министр, отвечает государство, а не конкретный чиновник, допустивший ее.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает?
- Что-то я не помню, чтобы министры и акимы из своего кармана оплачивали свои ошибки по полной программе. Хотя, да… По двум-трем министерствам что-то такое было. Каждый год то в одной, то в другой госпрограмме или нацпроекте вылезают косяки. В этом году по строительству школ, например. Эти бюрократы буквально маршируют по старым граблям. Годы идут, а вторая функция граблей не меняется. Умные, вы же знаете, учатся на чужих ошибках. Вот президент поручил главе нового министерства водного хозяйства и ирригации Нуржану Нуржигитову в ближайшее время подготовить новую версию Водного кодекса.
- Это может занять несколько месяцев. Его придется согласовывать с кучей министерств, прописывать финансовую сторону, объявлять тендеры.
- Процедурная часть – согласен. А непосредственно практическая, возможно, еще больше времени займет. И платить за эти работы будем все мы. Включая, пострадавших жамбылских фермеров.
- То есть, Алексей Николаевич, никаких перспектив?
- В международной юридической практике я не видел примеров, где прописана материальная ответственность госслужащих за ошибки, допущенные в результате их работы. Если обнаружили коррупционную составляющую – тут разные варианты могут возникнуть. Ошибки? Все мы люди…
P.S.
До 5 сентября в Казахстане было 19 министерств. Сейчас 22. Новые штатные должности, новые полномочия, новые зоны ответственности. Правительство обновилось почти на треть. Насколько дороже оно обойдется налогоплательщикам, по мнению независимых экономистов, можно будет понять уже этой зимой и весной – по итогам «зимовки». И решения водных проблем - тоже. Это самое «горячее».
Ждем апреля?