За наркотиком – в аптеку?

Мама с сыном шли из школы, когда сумеречную тишину вечера, освещенную лишь слабым светом фонарей, нарушил пронзительный крик подростка, выговаривающего что-то мальчику помладше: “Ну неужели так сложно купить десять пачек (и тут следовало название привычного всем препарата)!”.

“Зачем ему столько лекарств?” – поинтересовался у мамы сын. Та не знала, что и ответить…


Сегодня любой подросток уже вряд ли будет спрашивать такое у родителей. Для этого есть Интернет, где “доброжелатели” в подробностях расписывают рецепты наркотиков, которые можно получить из простых лекарственных препаратов. К примеру, кустарный наркотик “крокодил” – это синтетический опиат. Его название мы намеренно не даем. В сравнении с морфином он быстрее – уже через две инъекции! – вызывает стойкую физическую зависимость. А психическая появляется уже после первой дозы!

“Крокодил” называют наркотиком для бедных, он гораздо дешевле героина. По иронии судьбы, “крокодиловая” наркомания появилась после 2005 года в России, а в Казахстане после 2009 года, когда полицейские наших стран стали активнее бороться с героином и кокаином, а законодательство в отношении наркоторговли ужесточилось. Это вынудило наркозависимых искать другие пути получения кайфа. И они нашли…

Интернет, впрочем, безжалостно приводит и последствия употребления “крокодила” – его назвали так за способность быстро вызывать омертвение тканей и воспаление вен, вследствие чего кожа становится как бы покрытой чешуей и начинает быстро отслаиваться. Наркоман, употребляющий этот наркотик, покрыт язвами в местах уколов. А поскольку иммунитет стремительно снижается, тело начинает гнить, а от самого человека исходит трупно-лекарственный запах.


Заведующая психосоматическим отделением Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Жибек ЖОЛДАСОВА говорит, что проблема аптечной наркомании не нова:

– Она существует многие годы, просто об этом не говорили. Большинство людей начинают принимать лекарства, вызывающие зависимость, не потому, что хотят получить удовольствие, а потому, что лечатся от различных заболеваний. Так, например, многие часто и постоянно употребляют простейшие препараты от сердца, чтобы… успокоиться! В моей практике регулярно встречаются женщины пожилого возраста, употребляющие их по нескольку флаконов в день и считающие, что этот препарат “только успокаивает”, хотя в нем содержится транквилизатор.

По словам Жибек Жолдасовой, за последние 10 лет стала встречаться зависимость от снотворных средств:

– Хотя выпускающие их фирмы рекламируют данные препараты как безопасные в отношении привыкания и зависимости, мы встречаемся с обратным эффектом: около месяца назад мужчина привел свою мать, которая в течение трех лет принимала лекарство, “чтобы хорошо спать”. Но из-за снижения эффективности препаратов доза постоянно росла, и в последние месяцы она принимала до 10 таблеток в день, просто чтобы получить относительно комфортное состояние. Лечить такую зависимость очень тяжело.


Но есть категория лекарств, которые употребляются только с наркотической целью, рассказывают специалисты. Эти таблетки изобретательные наркоманы соединяют с различными химическими веществами. Так, например, широко известный препарат для лечения симптомов простуды и его аналоги после обработки дают выраженный психостимулирующий эффект, но с тяжелыми последствиями для мозговой деятельности. Молодые люди, употребляющие до 30–40 капсул в день, в течение нескольких месяцев деградируют, у них развивается слабоумие, они теряют даже навыки самообслуживания – не могут самостоятельно одеться, поесть, умыться и т. д. Также в аптечной системе множество противокашлевых лекарств. В их состав входит кодеин – вещество, которое тоже вызывает наркотическую зависимость. Любой врач скажет, что употреблять препараты с содержанием кодеина больше 10–15 дней нельзя – именно из-за этого. Но наркоманы к врачам за советом не ходят.

По словам Жибек Жолдасовой, врачи Центра психиатрии и наркологии часто сталкиваются с длительным приемом транквилизаторов, которые назначают многие их коллеги.

– У всех этих препаратов есть определенный срок приема, после которого высока вероятность формирования зависимости. Если при длительном приеме лекарственных препаратов снижается его эффективность и нужно употребление большего количества и большей дозы, то, скорее всего, у пациента сформировалось привыкание с последующим развитием зависимости. Для контроля продажи и употребления в нашей стране существует рецептурная система отпуска психотропных препаратов. Но, к сожалению, многие лекарства, содержащие вещества с наркогенным эффектом, учету не подлежат и доступны в свободной продаже.


В Павлодаре, где располагается Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании, о ситуации знают не понаслышке.

– Все чаще практикующие наркологи сталкиваются с проблемами сочетанного употребления наркотиков опийной группы с различными лекарственными препаратами, приобретаемыми в аптеке, – как по рецепту, так и без, – говорит руководитель отдела клинической эпидемиологии центра Гульмира САДВАКАСОВА.

Как рассказывают специалисты-наркологи, при изготовлении большинства из этих наркотиков используется либо уксусная кислота, либо марганцовка, которые сами по себе уже вызывают изменения в коре головного мозга. А еще – бензин с добавлением соляной кислоты, фосфора, йода...

– Эти вещества попадают в кровь, и в организме начинаются необратимые процессы, связанные с отмиранием и разложением тканей внутренних органов. При систематическом применении высоких доз появляются побочные эффекты: возбуждение, психотические реакции, головная боль с последующими эпилептическими припадками. Изнашивается сердце…

По словам Гульмиры Садвакасовой, в последнее время среди наркоманов стал популярен новый “аптечный” наркотик – глазные капли, название которых мы тоже намеренно опускаем. Это средство наркоманы приспособились применять как альтернативу героину.

– Даже сами аптекари не знают, какие последствия могут повлечь за собой эти безобидные капли. А применение высоких доз этого препарата вызывает помимо возбуждения еще и психозы. Почти у всех пациентов быстро возникает сильнейшая психическая тяга к препарату.


В России, где аптечная наркомания уже приобрела масштабы национальной трагедии, даже премьер-министр Дмитрий Медведев на одном из своих выступлений в Думе обращал внимание на интернет-сайты, просвещающие граждан на предмет изготовления наркотиков. И даже предложил закрывать их.

В Казахстане в марте этого года было принято новое постановление правительства “Об утверждении Правил использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан”. Однако это, по мнению специалистов, не решает проблему “аптечной наркомании”.

Наркотическая зависимость растет, по их мнению, из-за… агрессивной информационной среды. И еще из-за того, что никто толком не знает, как справиться с этим.

– Среди наиболее уязвимых групп – дети, подростки, молодежь, – считает Гульмира Садвакасова. Но профилактические программы, проводимые различными организациями, уже доказали свою неэффективность… Нужны новые подходы.


От себя добавим, что как-то неприметно в лексикон подростков и молодежи вошли слова, используемые еще в недавнем прошлом исключительно наркоманами: “кумарит”, “ты че, обдолбался?”, “что курил?”, “где такую траву дают?”. Их уже можно услышать из уст школьников младшего класса, даже близко не представляющих, о чем идет речь. Получается, что потенциально каждый из этих детишек считает употребление наркотиков чем-то привычно обыденным. Во многом этому способствуют телевизионные программы, где симпатичные молодые люди высмеивают наркоманов, но эффект почему-то получается совсем другой…